Рыбацкие звезды. Траулер-процессор «Кастор» спустили на воду в Ленобласти

Одна из ярких звезд неба, блистающая в созвездии Близнецов, именуется Кастор. Траулер-процессор с таким названием спустили на воду корабелы завода «Пелла» (город Отрадное, Ленобласть). Вслед за «Андромедой» это второе судно «звездной» серии, которое скоро «пропишется» в холодных водах Норвежского, Баренцева и Гренландского морей. Всего мурманские рыбаки получат четыре таких траулера проекта 03005.

Рыбацкие звезды. Траулер-процессор «Кастор» спустили на воду в Ленобласти | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

При их постройке «Пелла» взяла за основу норвежский дизайн-проект, а техническую документацию подготовили специалисты этой судоверфи вместе с петербургскими проектировщиками.

Многое из оборудования (отчасти уже установленного на его борту), включая фабрику по переработке рыбы, здесь норвежского производства. Причем корабелы и заказчики говорят об этом без смущения. Ведь потомки викингов считаются непревзойденными знатоками рыбопромыслового дела, а при реализации подобных проектов следует брать все лучшее в мире.

Вот судостроители Ленобласти и создают, действуя в соответствии с таким правилом, одни из наиболее совершенных в России рыболовецких судов вроде «Кастора». На стапелях этой верфи он был заложен одновременно с головным траулером два года назад. «Андромеду», которая была спущена на воду в минувшем апреле, корабелы сегодня готовят к швартовным и ходовым испытаниям на достроечной набережной судоверфи.

Следом пройдет тот же путь первый серийный «собрат» этого судна. А довести его до ума заводчанам помогают мурманские моряки, которым предстоит на нем работать. Прежде всего - капитан «Кастора» опытный мореход Юрий Кушлак.

Эти траулеры, по мнению Кушлака, имеют неоспоримые достоинства. Во-первых, суда такого типа, которых в Северном рыбохозяйственном бассейне по сей день большинство, имели раньше один трал, а «Кастор» сможет опускать в море сразу два, охватывая больше площади и получая более солидный улов. Во-вторых, оборудование, предусмотренное в данном проекте, позволяет перерабатывать рыбу по технологии, где не остается отходов.

Управлять этим 70-метровым судном, способным развивать скорость 14,5 узла (мощность его главного двигателя составляет 5,2 тыс. кВт), благодаря автоматике будет куда проще. А установленное на нем подруливающее устройство сделает его более маневренным, чем суда прежних проектов...

Все эти «навороты» заказчику, компании «Мурмансельдь-2» (аббревиатура «МС-2» видна на носу судна), обойдутся в копеечку, и все же проект северяне считают экономически выгодным.

Ведь затраты на обслуживание таких судов, бережно расходующих топливо и электроэнергию, относительно невелики, а суточная их производительность, напротив, высока - около 200 тонн готовой продукции: 100 тонн мороженой и почти столько же переработанной в море, то есть превращенной в консервы, рыбную муку, кормовой фарш и др.

Большая часть этих продуктов, изготовленных из трески, пикши, морского окуня, палтуса и зубатки, обитающих в водах северо-восточной Атлантики, будет предназначена на экспорт. Однако кое-что попадет и на прилавки магазинов Северо-Западного региона, считает Юрий Задворный, генеральный директор «МС-2».

«Вести промысел донных пород рыбы довольно непросто, особенно в северных морях, где больших скоплений они не образуют, - говорит глава компании. - К тому же нашим рыбакам приходится работать во льдах, что проектировщики тоже учли: траулеры этого проекта обладают самым высоким для гражданских судов ледовым классом».

Любопытно, что заказ на «Пелле» разместила именно эта компания, располагающая, пожалуй, самым молодым промысловым флотом в России, обновлять который необходимости нет. Но северяне пошли на такой шаг, рассчитывая получить к 2022 году дополнительно четыре суперсовременные плавающие фабрики, не уступающие по характеристикам лучшим зарубежным судам, чтобы кратно нарастить выпуск продукции.

А решились они на это благодаря госпрограмме, предусматривающей выделение квот на вылов биоресурсов в обмен на обязательство строить суда на отечественных верфях. Заместитель министра сельского хозяйства РФ - глава Росрыболовства Илья Шестаков, также прибывший на церемонию спуска «Кастора», не преминул это отметить. По его словам, программа обновления флота на Северо-Западе и Дальнем Востоке включает в себя строительство в России 44 подобных судов (не считая краболовов, которых тоже будет немало). Шесть из них предстоит в нынешнем году спустить на воду, а четыре, полностью готовых, передать до конца 2019 года заказчикам.

#судостроение #траулеры #корабли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6528) от 19.09.2019 под заголовком «Рыбацкие звезды».


Комментарии