Русский след в моде. Ушел из жизни Вячеслав Зайцев

В последний день апреля ушел из жизни самый знаменитый русский модельер XX века Вячеслав Зайцев.

Русский след в моде. Ушел из жизни Вячеслав Зайцев | ФОТО Михаила ФОМИЧЕВА/ТАСС

ФОТО Михаила ФОМИЧЕВА/ТАСС

В последнее время его часто называли «великим русским кутюрье». Сам он относился к этому чуть иронически, говорил: «Я — просто художник, трудяга». И все же понимал, какое место занимает в своей сфере деятельности.

«Как‑то раз, — вспомнил Вячеслав Михайлович на одной из встреч с петербургскими журналистами (а приезжал он в Петербург часто, пока здоровье позволяло), — разбирая свой архив, я наткнулся на чешский журнал 1970‑х годов. Там под заголовком «Модные художники света» были помещены портреты модельеров. Первый — Чарльз Фредерик Ворт, второй — Поль Пуаре, третья — Коко Шанель, четвертый — Кристиан Диор и пятый — Слава ­Зайцев. Под моим портретом было написано: «Уникальный русский модельер, которому удалось разбить гегемонию западной моды». И я тогда подумал: а чего мне ­суетиться? Я свой след в истории уже оставил!»

В 1962 году, окончив с отличием Московский текстильный институт, Зайцев по распределению попал на Экспериментально-техническую швейную фабрику в городе Бабушкине и был назначен ее художественным руководителем. Там создал коллекцию спец­одежды для работниц области и села — очень смелую, по меркам тех лет, с элементами народного искусства в крое и цветовом решении, с вышитыми ватниками и расписными валенками… Увы, после бурного обсуждения она была отвергнута методическим советом. Зато вскоре ее опубликовал журнал «Пари матч» со ­статьей о юном модельере-новаторе, озаглавленной: «Он диктует моду Москве».

Так начался путь молодого советского модельера к всемирной славе. В 1967 году Зайцев получил «Гран-при» за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве. Он был одним из тех художников, звезды которых зажглись в шестидесятые, на волне оттепели.

В Петербурге было много показов его коллекций, в музеях проходили его монографические выставки. Одна из самых памятных состоялась летом 2016 года в Эрмитаже. Уже тяжело больной, не вполне восстановившийся ­после инсульта, маэстро был счастлив и лично провел экскурсию по выставке, рассказывая о каждой коллекции.

Часть моделей с этой грандиозной ретроспективы Вячеслав Зайцев подарил эрмитажной Галерее костюма и моды, теперь они хранятся в реставрационно-хранительском центре музея «Старая Деревня».

Среди переданных в дар — кос­тюмы из знаменитых коллекций «Тысячелетие крещения Руси» (1987) и «Русские сезоны в Париже» (1988).

Украсили собрание Галереи кос­тюма и моды и модели из коллекции «Тайны гармонии» (1999), выполненные елецкими кружевницами на коклюшках по эскизам и выкройкам модельера, а также модель из коллекции 2012 года «Ностальгия» из павловопосадских платков, которые благодаря маэстро стали одним из символов русского стиля в мировой моде.


#мода #модельер #Зайцев

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (7407) от 02.05.2023 под заголовком «Русский след в моде».


Комментарии