Российское изобретение «Адиабатический калориметр» запатентовано за рубежом

Немецкое бюро по патентам и торговым маркам выдало патентный сертификат на изобретение «Адиабатический калориметр», разработанный учеными Всероссийского научно-исследовательского института метрологии им. Д. И. Менделеева. Вообще‑то у ВНИИМ огромное количество авторских свидетельств и патентов на изобретения. Но вот именно эталоны патентовать не принято: эталон ведь нечто единичное, смысла в тиражировании нет. А если говорить о потенциально коммерческом изобретении, то патентуется уже готовое изделие, созданное на основе этого изобретения.

Российское изобретение «Адиабатический калориметр» запатентовано за рубежом | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Так получилось, что новый калориметр — и эталонный, и коммерческий одновременно. В России эта разработка используется в составе Государственного первичного эталона единицы удельной теплоемкости твердых тел, ГЭТ 60 – 2019. Это средство для измерения удельной теплоемкости твердых тел в наиболее широком на сегодня диапазоне — от 150 Дж/(кг.К) до 2500 Дж/(кг.К). Подобные измерительные приборы существуют в США, Бельгии, Германии и других странах, но отечественный признан немецкими экспертами оригинальным, что и требуется для патента.

Авторы изобретения — ученые ВНИИМ Татьяна Компан (руководитель лаборатории эталонов и научных исследований в области измерений теплового расширения и комплексного термического анализа), старшие научные сотрудники Валентин Кулагин и Вячеслав Ходунков, а также младший научный сотрудник Виктория Власова, ученый-хранитель эталона.

Этот адиабатический калориметр измеряет количество теп­лоты, поглощенной измерительной ячейкой калориметра. Вообще‑то калориметры создают по такому принципу уже больше 300 лет. Как говорит один из авторов изобретения Вячеслав Ходун­ков, новые калориметры разрабатывают, чтобы добиться большей точности. Это можно сделать за счет конструкции и за счет методики проведения измерений. Ученые ВНИИМ создали специальную конструкцию.

Допустим, мы возьмем один большой кусок сапфира, из которого будут изготовлены три фрагмента-образца для измерений: теплопроводности, удельной теп­лоемкости и температурного коэффициента линейного расширения. Фрагменты все равно будут отличаться по своим свойствам, а ведь нужна сверхвысокая точность. А вот если конструкция позволит измерять один и тот же образец в разных установках-эталонах, то можно абсолютно уверенно говорить, что именно этот образец обладает такой‑то теплопроводностью, такой‑то теплоемкостью и таким‑то коэффициентом линейного расширения. «Никто в мире этого пока не делает, притом что обеспечивается все это элементарной конструкцией измерительной ячейки, которая выполнена в виде револьверного барабана. Но вместо пуль в этот барабан мы вставляем образцы», — объясняет ученый.

Другая особенность нового калориметра в том, что на нем можно одновременно измерять свойства сразу двух твердых материалов — например, меди и сапфира, бериллия и серебра.

Любопытна история того, как изобретение было запатентовано. Во ВНИИМ пришло предложение от немецкого патентного бюро запатентовать в Германии одно из изобретений Вячеслава Ходункова. «Я подумал: а почему именно его нужно патентовать в Германии? У меня изобретение — это пока еще чистая теория, способ измерения. Пока непонятна коммерческая выгода. А калориметр — реальное железо, которое можно потрогать, можно продать… Я обратился к Татьяне Андреевне Компан, научному руководителю разработки, с предложением: «Давайте запатентуем!». Она: «Я только за».

Завязалась переписка с бюро, подали заявку в патентное ведомство Германии. Пришел ответ: дескать, американцы и бельгийцы уже придумали нечто подобное и ничего нового в вашей разработке нет. Тогда ученые доказали, что детали конструкции сущест­венно отличаются от аналогов и обеспечивают более высокую точность. Убедили. Эксперты прислали патентный сертификат.

Правда, ученый отмечает: патент, выданный в одной стране, не защищает изобретение в других государствах — таково международное законодательство. Если вы нацелились на международную экспансию, патентовать нужно во многих странах, а это и время, и затраты. Без этого ваше изобретение можно взять за основу, чуть изменить и начать производить почти такой же прибор.

Но в том, что касается Германии, — российские ученые надеются, что их разработка будет внедрена на ведущих немецких метрологических и приборостроительных предприятиях.


#изобретение #патент #ученые

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 22 (7105) от 08.02.2022 под заголовком «Вам патент».


Комментарии