Российские специалисты приступили к созданию цифровой экосистемы для обеспечения безопасного плавания на Севморпути

Она будет состоять из единой платформы цифровых сервисов и фонда данных, куда станет стекаться вся оперативная информация. Это поможет ученым точнее оценивать ледовую и метеорологическую обстановку на морской арктической трассе. Особенности нового инструмента были озвучены в ходе научно-деловой конференции POLAR 2023, которая прошла в Арктическом и Антарктическом институте (ААНИИ).

Российские специалисты приступили к созданию цифровой экосистемы для обеспечения безопасного плавания на Севморпути | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Значимость высокоточных гидрометеорологических прогнозов на Севморпути из‑за меняющейся там ледовой обстановки с каждым годом растет, отмечают специалисты. Но важно делать такие прогнозы, используя отечественную цифровую экосистему этого высокоширотного транспортного коридора, чтобы обеспечить более безопасное судоходство по нему (на фоне ограничения доступа к данным, передаваемым европейскими и американскими спутниками) и повышение грузопотока на всей трассе.

Созданием этой системы занимаются специалисты «Росатома», ставшего единственным оператором судоходства на Севморпути. Предполагается, что она будет состоять из нескольких блоков: безопасность мореплавания, управление судоходством, навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, ледовая обстановка и т. д.

К концу будущего года эту работу предстоит закончить. А в 2025‑м цифровой помощник после его испытаний планируется ввести в эксплуатацию. Вместе с тем прорабатывается возможность использования в Арктике для ледовой разведки беспилотных летательных аппаратов, оборудованных видеокамерами и радиолокаторами, которые смогут взлетать с борта любого судна…

На конференции POLAR 2023 ее участники рассмотрели также выполнение программы председательства России в Арктическом совете. Как заявил Николай Корчунов, посол по особым поручениям МИД РФ и старшее должностное лицо этой организации от нашей страны, обсуждаемая двухлетняя программа была полностью реализована.

Среди наиболее значимых итогов — начало работ по обновленному стратегическому плану Арктического совета, принятому в Рейкьявике, более эффективное его взаимодействие с Арктическим экономическим советом. А также принятие российских инициатив в поддержку самобытной культуры коренных народов Крайнего Севера. Все новые проекты, осуществить которые арктическим странам предстоит в ближайшие годы, безусловно, должны учитывать климатические изменения, прозвучало на конференции.

Отслеживать «поведение» вечной мерзлоты в Арктике можно будет с помощью национальной системы ее мониторинга, к созданию которой недавно приступила Россия. В этом проекте, за который отвечает ААНИИ, участвуют петербургские ученые, представители «Росгидромета», госкорпорации «Росатом» и ряда арктических регионов.

Начальник Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды «Росгидромета» Роман Ершов рассказал на конференции о работе по обновлению его инфраструктурной сети, импортозамещению и переходу на новые технологии. А советник гендиректора «Атомфлота» Андрей Теницкий подчерк­нул необходимость наращивания ледокольного флота для развития трассы Севморпути. По его словам, семь действующих там ледоколов обеспечивают ныне за навигацию около 600 проводок судов. Они уже не справляются с нагрузкой, и без обновления флота увеличить объемы грузоперевозок по этому водному маршруту (в будущем году они должны вырасти до 90 млн тонн, а к 2030‑му — до 120 – 150 млн тонн) не получится. Поэтому в ближайшие годы российский ледокольный флот пополнят как минимум пять новых атомоходов.

Для этого необходимо также активнее развивать инфраструктуру всей высокоширотной трассы. На такие цели Россия направит до 2030 г. 1,4 млрд рублей, добавил Максим Кулинко, заместитель главы дирекции Севморпути, входящей в «Росатом». Около 40 % данной суммы составят бюджетные средства, а остальные, как ожидается, привлекут частные инвесторы.

А гендиректор петербургского ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александр Бенгерт рассказал на встрече о наращивании работ по исследованию навигационной обстановки на Севморпути с применением современных средств навигационного оборудования и контрольно-корректирующих станций. По его оценкам, не менее 2 млн километров в Арктике пока не исследованы с высокой степенью точности, но возможности предприятия позволяют изучать 50 – 60 тыс. км в год, а в перспективе — удвоить объемы работ.


#Севморпуть #безопасность #платформа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 96 (7425) от 30.05.2023 под заголовком ««Цифра» для Севморпути».


Комментарии