Российские корабелы сформировали индустриальный центр компетенций
Такие структуры создаются по поручению правительства РФ в ключевых отраслях экономики, чтобы ускорить переход на отечественные технические решения. В ИЦК «Судостроение» вошли, кроме прочих, ведущие петербургские КБ и судоверфи (подразделения Объединенной судостроительной корпорации), Крыловский государственный научный центр, а также ряд российских предприятий отрасли.
ФОТО Headway on Unsplash
Судостроители затронули эту важнейшую тему в ходе конференции «Цифровая индустрия промышленной России». Она прошла недавно в Нижнем Новгороде при участии премьер-министра Михаила Мишустина, руководителей некоторых министерств и крупных компаний.
Благодаря ИЦК «Судостроение» корабелы смогут применять исключительно отечественное программное приложение (ПО) к 2026 году, прозвучало на встрече. Такие центры специалисты признали жизнеспособными. Но предложили создать подобный консорциум разработчиков, производителей и заказчиков ПО также для развития отечественной элементной базы. То есть для производства контролеров и датчиков, необходимых при внедрении автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУ ТП).
Глава правительства РФ согласился, что такой центр компетенций в области электроники и элементной базы жизненно важен, и его нужно сформировать при участии Минпромторга. В то же время требуется синхронизировать государственные требования к переходу на отечественный софт с деятельностью ИЦК и привести национальные информационные системы к единому стандарту.
Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов рассказал на конференции о специализированной системе автоматического проектирования (САПР), которую разрабатывают для судостроительной отрасли сотрудники этой госкорпорации. Под санкциями западных стран она находится с 2014 года и одной из первых столкнулась с проблемой использования зарубежного программного обеспечения. Причем по всему перечню компьютерных программ, требующихся для подводного и надводного кораблестроения, для строительства гражданских судов.
Над новым отечественным ПО госкорпорация работает с 2019 года, а в последнее время активно занимается и созданием единого для отрасли САПРа. Эта программа появится в виде комбинированной системы, где каждый найдет нужный ему модуль и станет основой машиностроительного САПРа, отметил Рахманов.
Корпорация готова подписать соглашение о сотрудничестве в этой сфере с одним из ведущих российских разработчиков инженерного ПО. Но ни одна компания не сможет закрыть потребности всех отраслей промышленности, а потому нужно расширять такое взаимодействие, добавил глава ОСК. По его словам, пилотные версии САПРа должны появиться через два-три года. Но при этом важно получить завершенный программный комплекс, не останавливаясь на этапе появления бета-версий и тестирования его возможностей.
Между тем 1 июня нынешнего года правительство РФ выделило 11 млрд рублей на проведение второго этапа развития ИЦК, призванных заместить зарубежные технические решения и IT-продукты в ключевых отраслях. Компании, которые этим занимаются, получат статус системно значимых разработчиков, и им будет облегчен доступ к контрактам крупных госкомпаний в критически важных сегментах реального сектора. Механизм субсидирования затрат на подготовку и внедрение отечественного софта сегодня создают Минпромторг и Минцифры РФ.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (7433) от 09.06.2023 под заголовком «Софт для корабелов».
Комментарии