Режим самоизоляции вызвал резкий рост продаж через Сеть
Интернет-торговля в условиях коронавируса стала очередной темой цикла онлайн-встреч «Новый кризис - новые возможности», организованного экономическим блоком правительства Ленинградской области. Говорили не только о росте виртуальных продаж, но и о возникших трудностях после введения ограничительных мер в российских регионах.
Фото: Pixabay / StartupStockPhotos
Режим самоизоляции вызвал резкий рост продаж с помощью Интернета, особый спрос покупателей - на предметы гигиены, продукты и готовую еду. В два раза выросли продажи ноутбуков, люди чаще стали приобретать офисные аксессуары, которые требуются для работы из дома, - гарнитуры, клавиатуры, мышки. В итоге одна из профильных компаний даже отменила акции и скидки из-за растущего числа заказов. Чтобы удовлетворить возросший спрос, интернет-компании увеличивают штат курьеров и размер автопарков, а также объединяются с другими фирмами. Часть офлайн-торговли, прежде всего та, что не торгует товарами первой необходимости, тоже начала уходить в Сеть - единственное сегодня место, где им можно найти покупателей.
Таким образом, пандемия стала драйвером для развития онлайн-торговли, ее возможности возросли после недавнего внесения лекарств в список разрешенных к онлайн-продаже товаров. Сейчас обсуждается возможность покупок в Интернете и алкоголя.
По мнению исполнительного директора Торгово-промышленной палаты Ленинградской области Игоря Муравьева, сейчас в регионе возникла уникальная ситуация: на дачи в большом количестве переместились петербуржцы, привыкшие к определенному уровню потребления, и бизнесу надо этим воспользоваться, тем более что многие дачники, вероятнее всего, останутся и на лето. А значит, и мелким предпринимателям надо не зевать, а выходить в онлайн со своими товарами и услугами. Ну а крупному бизнесу Муравьев рекомендовал привлекать небольшие предприятия к сотрудничеству.
Заместитель директора по связям с органами государственной власти одного из известных интернет-магазинов Сергей Кучушев напомнил, что онлайн-торговля - это сложная цепочка, имеющая логистическую инфраструктуру, в которой важны производство, курьерские службы, складские комплексы, транспорт, пункты выдачи заказов, колл-центры, а не только сайты. Однако не всегда региональные чиновники, принимающие решения, учитывают этот фактор. Сейчас возникли сложности с перемещением товаров из-за введенных ограничительных мер: регионы выставляют КПП и ограничивают въезды, система пропусков везде отличается, что увеличивает время доставки. К тому же онлайн-торговле не хватает машин. Здесь мог бы выручить каршеринг, но его запретили.
С тем, что интернет-торговля по всей России сейчас столкнулась с трудностями, согласился и председатель профильного комитета Торгово-промышленной палаты РФ Алексей Федоров. Такой бизнес фактически заморожен в ряде регионов (Ленинградская область и Петербург пока являются исключением) - закрываются пункты выдачи, от курьеров требуют специальные пропуска, автомобилям не дают въехать в города. По мнению Федорова, необходимы субсидии на поставки участникам дистанционной торговли - не только производителям, но и продавцам, например, фермерские кооперативы объединяют и тех и других. Также на время эпидемии, считает специалист, нужно бы приостановить или смягчить действие системы «Платон».
Поставщик фермерских продуктов Маариф Алекперов посетовал, что сейчас, в условиях ограничительных мер, сложно реализовать сельхозпродукцию. Одно из решений проблемы - это онлайн-продажи фермерских продуктов, но на своем сайте это получается неэффективно. Кроме того, в Ленобласти не везде хорошее качество интернет-связи.
На большую аудиторию можно выйти с помощью маркетплейса, дал совет Сергей Кучушев. По его словам, маркетплейс - это эффективный инструмент для развития бизнеса, поскольку в отличие от классического интернет-магазина на этой платформе потенциальный покупатель может сравнивать и приобретать товары или услуги сразу от нескольких сотен или тысяч поставщиков. И на нее заходят большое число покупателей, которым не надо ходить по разным интернет-магазинам в поисках нужного товара, поэтому шансы на продажу тех же фермерских товаров значительно возрастают. Ведь за последние три года более 50% продаж в мире прошло именно через такие площадки.
Как отметил первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Антон Финогенов, развитие онлайн-торговли - это не только экономический, но и социальный фактор. Сейчас в этой отрасли есть большая потребность в сотрудниках колл-центров, в курьерах, и часть высвобождающейся рабочей силы из пострадавших отраслей может быть трудоустроена именно там. Для малого бизнеса возросший во много раз спрос в онлайне - это возможность выжить в условиях кризиса. Финогенов добавил, что в Москве субсидируется до 50% затрат на маркетинг для малых предпринимателей. К маю Ленобласть собирается запустить похожий механизм - компенсацию маркетинговых затрат малого и среднего бизнеса. Что же касается субсидий по доставке и использованию каршеринга для интернет-торговли, то для них, считает чиновник, нужны обоснования со стороны бизнеса.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (6669) от 27.04.2020 под заголовком «Что за еда без Интернета!».
Комментарии