Разошлись без обеда. Как прошел саммит КНДР и США

Начиналось все хорошо. Товарищ Ын на своем бронепоезде прибыл в столицу Вьетнама без опозданий и готовый к плодотворной работе. С еще лучшим настроением прилетел в Ханой господин Трамп, по приезде на удивление щедро раздававший комплиментарные оценки своему северокорейскому партнеру. Первый день переговоров настроил всех на оптимистический лад. Но уже в четверг все рухнуло. Оба лидера закончили встречу раньше, отменили обед и разошлись, так и не подписав никаких документов.

Разошлись без обеда. Как прошел саммит КНДР и США | Фото © Christopher JueZUMA Wire/ТАСС

Фото © Christopher JueZUMA Wire/ТАСС

Надо отдать должное обеим сторонам, они не пытались обвинять друг друга в провале переговоров, а достаточно откровенно поведали озабоченной мировой общественности о своем видении проблемы.

Более словоохотливым оказался, естественно, президент США. На пресс-конференции он назвал саммит продуктивным, а разговор с Ким Чен Ыном - дружеским. Говоря о преждевременном завершении переговоров, американский лидер подчеркнул, что сторонам удалось избежать негатива. «Я бы мог подписать соглашение сегодня, но иногда лучше поступить правильно, а не добиться быстрого результата», - справедливо сказал президент США. По его словам, разногласия между Вашингтоном и Пхеньяном возникли из-за снятия санкций. Как отметил Трамп, глава КНДР подтвердил намерение отказаться от ядерных испытаний и готов пойти на демонтаж крупнейшего в стране ядерного научно-исследовательского центра в Йонбёне. При этом Северная Корея рассчитывала, что в ответ Соединенные Штаты отменят санкции, по сути, во всей их полноте. «Ким Чен Ын хочет, чтобы мы сняли санкции, он готов провести ядерное разоружение в определенных районах, но мы хорошо знаем страну, и мы хотим провести ядерное разоружение и в других районах. Нам предстоит еще обсуждать это дальше», - заявил Трамп.

Северокорейская сторона представила свою версию, почему саммит в Ханое не увенчался успехом. Сделал это не Ким Чен Ын, а его приближенное лицо, министр иностранных дел КНДР Ли Ен Хо. «Мы требовали не полной отмены санкций, а частичной. Если говорить конкретно, то из введенных по линии ООН 11 ограничительных позиций мы просили отменить пять. Мы хотели отмены тех мер, которые негативно сказываются на народной экономике и жизни людей», - заявил Ли Ен Хо. Северокорейский министр подчеркнул, что они «предложили реальный план постепенного движения вперед». По версии Ли, взамен на отмену части санкций КНДР была готова полностью демонтировать свой главный ядерный комплекс в Йонбёне. Министр также сказал, что Пхеньян был готов к компромиссному подходу. «Для нас крайне важным вопросом являются гарантии безопасности в процессе ядерного разоружения. Однако мы увидели, что пока для США предоставить соответствующие шаги в военной сфере сложно, потому и предложили пойти на частичную отмену санкций взамен на наши ответные шаги», - сказал Ли Ен Хо.

Преждевременное завершение второго саммита США - КНДР без заключения двустороннего договора вызвало сожаление у представителей мирового сообщества, злопыхательство со стороны американских СМИ и оппозиционных Трампу демократов и довольно сдержанное отношение мирового экспертного сообщества.

Разочарование результатами встречи в Ханое выразил министр обороны Японии Такэси Ивая. По его словам, он надеялся на новые шаги к полной денуклеаризации Северной Кореи. В Сеуле подчеркнули, что сделают все возможное для поддержания диалога и тесного сотрудничества между Соединенными Штатами и Северной Кореей. «Вызывает сожаление тот факт, что президент Дональд Трамп и председатель Ким Чен Ын не смогли достичь полноценного соглашения. Тем не менее очевидно, что они добились более значительного прогресса, чем когда-либо прежде», - говорится в заявлении официального представителя президента Южной Кореи.

В Кремле считают, что в настоящее время стороны не готовы идти на компромисс. «Пока создается впечатление, что по-прежнему не работает практика небольших взаимных шагов навстречу друг другу и проявлений гибкости навстречу друг другу на основе этих шагов. Насколько мы понимаем, пока дефицит такой практики и такие завышенные запросные позиции, конечно, могут приводить к тому, что создаются проблемные моменты в переговорном процессе», - заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Средства массовой информации США откликнулись на итоги переговоров в столице Вьетнама в основном критикой и кричащими заголовками. Отдельные - с почти неприкрытым злорадством. Флагман американской журналистики - газета The New York Times - называет их «провалившимися переговорами». Ее главный конкурент - The Washington Post - считает, что «Трамп покинул саммит с пустыми руками». А вот телекомпания CNN едва ли не всю среду, первый день саммита в Ханое, заполняла эфир совершенно другой темой - разоблачительным выступлением в палате представителей конгресса США бывшего адвоката Трампа Майкла Коэна.

Что касается позиций экспертов, то они проявляют больше сдержанности. Хотя и с разной долей оптимизма. Так, авторитетный американский внешнеполитический аналитик, основатель и руководитель международной исследовательско-консалтинговой фирмы Eurasia Group Иэн Бреммер заявляет: «Трамп поступил правильно, отказавшись от того, что стало бы сделкой, таковой в реальности не являющейся, однако это не означает, что происходит какое-то бессмысленное движение. Мы на сегодняшний день стоим намного дальше от войны на Корейском полуострове, чем еще пару лет назад, и я рассчитываю, что мы сможем продолжать наращивать такие конструктивные усилия. А вот будет ли Трамп все еще хотеть лично в этом участвовать - другой вопрос».

В свою очередь заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк полагает, что американский лидер использует эту встречу как «имиджевый и очень грамотный пиар-ход». «Для Трампа, как и для Ким Чен Ына, важен не конечный результат, а процесс».

О причинах неудачи саммита размышляет ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. «В первый день саммита давал показания бывший адвокат Трампа Майкл Коэн, который вылил на президента сорок бочек компромата. Это могло повлиять на ситуацию. Ведь любое соглашение, которое могло быть объявлено уступкой со стороны США, было бы для Трампа чрезвычайно болезненно. Мало того, что он «расист, мошенник и негодяй», да еще и «лег под северокорейцев». В этом свете действительно опасно идти на какие-то соглашения и действия, которые будут превратно поняты. Проще взять паузу».

#политика #КНДР #США

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (6392) от 04.03.2019 под заголовком «Разошлись без обеда».


Комментарии