Равный – равному. Как волонтерство помогает людям с ограниченными возможностями

В современном обществе людей с инвалидностью либо жалеют, либо героизируют. Однако в идеале понятие «инклюзия» подразумевает, что в жизни общества участвуют самые разные люди и ни один из них не должен чувствовать себя обделенным или исключительным. То, насколько развито инклюзивное добровольчество в нашей стране и с какими проблемами оно сталкивается, обсудили в Петербурге на I форуме инклюзивного волонтерства InTrue.

Равный – равному. Как волонтерство помогает людям с ограниченными возможностями  | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Инклюзивное – значит включенное

«В России в отличие от западных стран культура взаимоотношения с людьми, имеющими те или иные ограничения или особенности, только создается. Поэтому теория инклюзивного волонтерства не успевает за практикой и еще толком не сформировалась», – отметила на форуме доцент Пензенского государственного университета кандидат педагогических наук Елена Викторова.

«При этом даже в сложных условиях пандемии инклюзивные проекты в России не закрывались, а, наоборот, адаптировались к ситуации и становились еще более востребованными», – считает директор первого в России самарского Инклюзивного клуба добровольцев Алексей Транцев.

Сегодня таким волонтером может стать каждый человек. Люди без инвалидности принимают участие в подобных проектах не из чувства жалости, а потому, что им это реально интересно. Люди с ограничениями также присоединяются к таким волонтерским проектам, но пока с трудом.

«Изначально доброволец с инвалидностью из-за психологических барьеров менее других готов работать, – объяснил Транцев. – Но, когда ребята вливаются в волонтерские акции, начинают понимать, как и зачем они это делают, более мотивированных добровольцев найти сложно. Кроме того, волонтеры с инвалидностью в перспективе уходят работать в некоммерческий сектор чаще, чем обычные, и становятся там очень ценными кадрами».

Арт-терапия в Русском музее

Немногие знают, что Государственный Русский музей проводит групповые занятия и экскурсии для людей с особыми потребностями. В частности, организуются экскурсии для посетителей, использующих коляски, экскурсии на жестовом языке и с переводом на русский жестовый язык для глухих и слабослышащих посетителей, музейные занятия для людей с аутизмом. Для незрячих и слабовидящих посетителей проводятся мероприятия в тактильном формате. Есть программы с элементами арт-терапии.

«Первые арт-терапевтические программы в нашем музее появились в начале 1992 года, – рассказала заведующая сектором отдела социокультурных коммуникаций Русского музея Ольга Платонова. – Тогда наши сотрудники посещали городские больницы, детские дома, приюты и собирали творческие работы людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В результате была организована выставка, которая привлекла большое внимание общественности. Тогда же руководство музея в качестве социального эксперимента пригласило в выставочные залы психологов, они объединились с искусствоведами и профессиональными художниками. Так появились первые арт-терапевтические программы по оказанию помощи людям, нуждающимся в психологической поддержке. Эти группы по своей сути были волонтерскими, поскольку средств на такую деятельность не выделялось и их работа держалась на чистом энтузиазме участников».

После того как разработали методики работы с музейными посетителями с особенными потребностями, появилась идея организовать школу волонтеров. Важно, что эта школа была изначально ориентирована не только на здоровых участников, но и на людей с теми или иными ограничениями по здоровью.

«Проект дожил до наших дней, сегодня он работает как «Школа волонтеров в художественном музее», – уточнила Платонова. – Проект адресован психологам, педагогам, социальным работникам и медикам, которые занимаются вопросами реабилитации и адаптации людей с инвалидностью, а также специалистам творческих профессий, имеющим опыт работы со сложной аудиторией в музее. Обучение проходит раз в полтора года. По итогам курса мы подключаем его выпускников к работе терапевтических групп в Русском музее. Финансируется школа за счет грантов. А поскольку мы всегда были научным центром для художественных музеев России, наши методические разработки распространяются по всей стране, что дает возможность тиражировать такой опыт».

Я вижу, что ты говоришь

Еще один интересный петербургский проект – «Я вижу, что ты говоришь». Он был создан осенью 2015 года на базе Центра развития добровольчества и поддержки молодежных инициатив дома молодежи «Форпост» Выборгского района Северной столицы.

Миссия проекта – социальная адаптация молодежи с нарушением слуха через вовлечение в добровольческую деятельность.

«Я решил этим заниматься после того, как сам в качестве волонтера побывал в одном из специализированных интернатов, – поделился руководитель проекта Владимир Полянский. – Там были глухие ребята, мне захотелось помочь им и привлечь к добровольческой деятельности. Сегодня очень востребованы переводчики жестового языка, которых мы обучаем и готовим для работы на мероприятиях. Наш проект цикличный – старт занятий с сентября. Они проходят в течение года минимум один раз в неделю. Число заявок в сезон может доходить до 600. Из них мы отбираем 250 человек. Однако до финала доходят единицы. Дело в том, что постигать этот язык достаточно сложно, не все выдерживают».

Движение – это жизнь

Кому-то хочется общаться, кому-то вести активный образ жизни. Для ребят с ограниченными возможностями уже несколько лет в Северной столице реализуется социально-танцевальный проект волонтеров-хореографов «Движение – это жизнь».

«Сначала мы просто приезжали в специализированные детские учреждения и танцевали с ребятами, – рассказала руководитель проекта Алия Зиязетдинова. – Затем, на основе опыта, выстроилась система, появились методики инклюзивной хореографии, которыми мы готовы поделиться, так как знаем, что на сегодняшний день их практически нет. Для занятий с детьми с инвалидностью мы привлекаем как опытных танцовщиков, так и добровольцев – студентов профильных вузов. Танцы, которые мы используем в работе, самые простые (диско и хип-хоп), главное – создать настроение. Кроме занятий проводим творческие квартирники, фестивали и конкурсы».

Последний год был сложным. Но, несмотря на ограничения в связи с эпидемиологической ситуацией, петербургским волонтерам-хореографам удалось организовать работу танцевальных площадок для детей и подростков с особенностями.

«Мы договорились с пятью танцевальными студиями, которые не побоялись и начали работать с нашими подопечными. В итоге более 70 семей доверили нам своих детей в нынешнем году. За сезон мы провели 380 занятий», – добавила Алия.

Волонтерство, особенно инклюзивное, должно быть естественным, идти от сердца. В качестве такого примера стоит рассказать историю, как в один прекрасный день президент петербургской федерации скейтбординга Павел Мушкин подружился на площадке скейтпарка с юным горожанином Максимом Абрамовым. У мальчика нет ног, но он очень хотел заниматься скейтбордингом. И Павел стал его тренером и другом. В результате упорных тренировок они достигли успеха, о котором узнал знаменитый американский скейтбордист Тони Хоук, он прославил Максима на весь мир. Пока в нашей стране это единичный случай. Но такая практика набирает обороты.

Через тернии к социализации

Несмотря на активное развитие отечественного инклюзивного волонтерства, проблем в этой сфере пока еще много. Это и отсутствие качественных методик, и дефицит кадров – как ни странно, по-настоящему инициативных ребят сегодня очень мало.

Но самая главная проблема в том, что участники инклюзивного волонтерства мало общаются друг с другом. В результате многим приходится «изобретать велосипед».

«Чтобы получить максимальный результат, необходимо находить друг друга, объединяться и делиться опытом, – подвел итог Алексей Транцев. – Развитие инклюзивного волонтерства – это очень важно. Ведь в каждом регионе проживают до 8% людей с инвалидностью. Большинство из них ведут пассивный образ жизни. При этом каждая волонтерская практика вовлекает таких людей в социальную деятельность в несколько раз больше, чем медицинская».



#волонтеры #помощь #форум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (6996) от 26.08.2021 под заголовком «Равный – равному».


Комментарии