Рассадник диетической птички. Индейководство составит конкуренцию другим отраслям
Помнится, лет восемь назад представители деловых аграрных кругов обещали/прогнозировали: «К 2021 году мясо индейки войдет в повседневный рацион россиян, составит конкуренцию курятине. А новая для российского сельского хозяйства отрасль – индейководство – займет одну из ключевых позиций в мясном секторе АПК». Насколько же сбылись прогнозы?
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как до Луны
В повседневный рацион россиян индюшатина действительно вошла. Но порадовать себя диетическим мясом этой птички по карману далеко не каждому. Индейка – премиальный сегмент мясного рынка, товар высокой ценовой категории. Поэтому ее среднедушевое потребление, по данным аналитической компании Agrifood Strategies, никак не может перевалить за 2,2 кг на человека в год (при потенциале рынка 4,5 кг). До курятины индейке пока как до Луны: куриного мяса каждый из нас съедает около 34 кг в год.
Назвать индейководство совсем уж новой, экзотической для российского села, отраслью – покривить душой. Да, был когда-то индюк обитателем исключительно крестьянских подворий. Но как отрасль индейководство стало складываться еще в 30-х годах прошлого века.
Тогда в России начали создаваться селекционные птицерассадники — так это тогда называлось. Они вели работу по созданию отечественных пород индеек, скрещивая наших «курочек» с индюками импортного происхождения (чаще всего упоминается бронзовая широкогрудая порода). Так родились белая московская, московская бронзовая, белая широкогрудая, тихорецкая черная и прочие, и прочие... Тогда же в стране появились инкубационные станции и специализированные индюшиные фермы при колхозах/совхозах.
Строительство же специализированных индейководческих предприятий (племзаводов, племрепродукторов, индейкофабрик) началось в 1960-х годах, когда всю птицеводческую отрасль стали переводить на промышленную основу. Тогда же возникли два десятка предприятий, самые крупные – в Краснодарском и Ставропольском краях, в Воронежской, Калужской, Саратовской областях...
А сломали отрасль, как и многое в нашей стране, лихие 1990-е... Промышленное индейководство было практически свернуто. Лишь в южных регионах население продолжало разводить индеек в приусадебных хозяйствах, используя племенной материал еще какое-то время действовавшей Северо-Кавказской опытной станции. Теплилась жизнь и в отдельных птичниках в Московской, Воронежской и Калужской областях. Но там индейка стала неким придатком к более рентабельному куриному царству.
И при такой-то разрухе прилавки вдруг начали ломиться от... мяса индейки, крепко-накрепко промороженного. Это был импорт. Основным поставщиком птички на российский рынок стала самая «индейколюбивая» страна мира – США.
Когда именно в современной России началось возрождение отрасли, эксперты до сих пор спорят, сходясь только в одном: основные черты современного отечественного индейководства четко определились лишь к 2008 году.
Миллиардная выручка
К тому времени заявили о себе новые крупные производители: «Евродон» (Ростовская область), «Дамате» (Пенза), «Тамбовская индейка» (совместный проект группы «Черкизово» и испанского агрохолдинга Grupo Fuertes), «Краснобор» (Тула), Егорьевская фабрика в Подмосковье. Впрочем, последняя новичком не была. Это предприятие из прежних, советских, времен, индейку там выращивали с 1978 года, не останавливая производство даже в кризисные лихолетья. Это и понятно: столичный потребительский рынок всегда был под боком, диктуя спрос.
Если в 2005 году объем отечественного производства индюшатины составлял всего 17 тыс. тонн, то три года спустя он вырос на 64%. А дальше полетело: 2010-й – плюс 47%, 2011-й – плюс 44%...
По скорости прироста живой массы индейка превосходит и кур, и уток, и гусей. Выход мяса у нее на 10% выше, чем у цыплят-бройлеров, а затраты корма на 1 кг съедобных частей тушки на 15 – 20% ниже.
Развитие отечественного рынка подстегнули продовольственные санкции, введенные в 2014 году: на смену замороженной птице из дальнего зарубежья пришла отечественная «охлажденка». Отечественные производители получили преференции от государства. Вот итог: в прошлом году производство мяса индейки во всех хозяйствах отечественного АПК составило 330 тыс. тонн (в убойном весе) – на 20,7% больше, чем в 2019-м. Совокупная выручка предприятий, производящих индейку, превысила 50 млрд рублей.
Основной прирост обеспечил лидер отрасли – агрофирма «Дамате», которая выпустила 151,2 тыс. тонн продукции. Следующую строчку в рейтинге заняла «Тамбовская индейка», где запустили вторую очередь откормочных площадок и модернизировали перерабатывающий комплекс, благодаря чему удалось увеличить выпуск продукции до 49 тыс. тонн. За ней – агрофирма «Краснобор» с объемом производства более 22 тыс. тонн.
Замыкают топ-5 предприятия из Томской/Омской областей (две индюшиные фабрики, несмотря на расстояние, были объединены их инвестором в один комплекс) и башкирская фабрика «Урал».
Наверное, общее производство индейки в России и пятерка ведущих игроков выглядели бы иначе, если бы не кризис, случившийся в отрасли еще в 2017 году, но эхом отдающийся до сих пор. Тогда активизировался птичий грипп. Удар пришелся и по ростовскому «Евродону», где было уничтожено 1,5 млн птиц (около 15% поголовья), а убытки превысили 2,6 млрд рублей. Восстановление производства там началось только в прошлом году. Когда компания вернется в рейтинг ведущих – таких прогнозов пока не делает никто.
«Конкорд» с прицепом
Среди региональных игроков – в числе тех, кто показал наибольший прирост производства, – отметилась ленинградская индейководческая компания «Конкорд»: плюс 17% к уровню 2019-го года. И общий объем производства – 3,7 тыс. тонн.
...Старые коровники бывшего совхоза «Федоровский» в Тосненском районе модернизировали лет десять назад – преобразовали «под индейку». Подходящих птичек нашли в Канаде. И даже не птичек, а индюшиное яйцо, из которого должны были вылупиться птенцы тяжелого кросса But Big-6.
Для тех, кто подзабыл или не знает: кроссом (от английского cross – «скрещивание») в птицеводстве называются гибриды пород и линий домашней птицы. Их получение, именуемое кроссбилдингом, проводится в рамках строго прописанных довольно сложных правил.
Есть легкие кроссы, средние и тяжелые. Не будем заморачивать себе голову двумя первыми, но отметим, что тяжелый кросс But Big-6, отличающийся высокой мясной скороспелостью, – одна из самых востребованных пород в мировом промышленном производстве идейки.
Дальше процесс выглядит так. Птица индюшиных ферм Канады производит яйцо, предназначенное для инкубации, то есть для выведения птенцов. Это яйцо отправляют в инкубаторы Европы. И вот уже оттуда новорожденных, получивших необходимые прививки от болезней, дебикированных привозят на индюшиные фабрики России. Таким образом, прибывают они на новое место жительства всего лишь в двухсуточном возрасте.
Для любопытствующих: что значит «дебикированные»? Индюк-самец – птица агрессивная. Вся его кровожадность, оказывается, в... клюве. Чтобы поумерить «каннибальский» пыл птички, индюшатам- «мальчикам» кончик верхней части клюва прижигают лазером. Со временем обработанная часть сама по себе отпадает, клюв становится закругленным, безопасным. Потом, когда взрослые птицы будут содержаться в общей стае – индюки с индейками, – именно по дебикированному клюву можно распознать самцов.
Теперь же у «Конкорда» есть новые птичники, построенные с нуля. Есть и «прицеп» в виде индюшиной фермы, прописанной в Лужском районе.
Эта современная ферма строилась довольно бойко. В то время в регионе запустили целевую программу «Развитие малых птицеводческих ферм в Ленинградской области в 2010 – 2015 годах». По ее условиям птицеводческие предприятия, не важно какой направленности – куриные, утиные, гусиные, индюшиные или с цесарками/фазанами, получали субсидии на возмещение части затрат на строительство инженерной инфраструктуры и животноводческих помещений в размере до 80% затрат.
Одним словом, деньги были... И продукцию – фирменную! – предприятие стало выпускать очень скоро. Но что-то пошло не так, фирма обанкротилась. Новые хозяева-инвесторы нашлись не сразу. Пока не решился тосненский «Конкорд» – пригрел несчастную лужскую птичку под своим крылом.
Всего за восемь месяцев новый хозяин сумел перезапустить производство. Были построены новые полностью автоматизированные птичники, рассчитанные на содержание 50 тысяч индеек. Открылись убойный цех и цех глубокой переработки мяса птицы.
Это прошлогодние радости местного масштаба.
Мясо – вам, яйцо – нам
В глобальном же отраслевом масштабе случилось событие чуть ли не сенсационное. Россия, некогда полностью зависимая от импорта индюшатины, в прошлом году увеличила ее экспорт. Любопытно, что мы стали третьим поставщиком этого мяса в Китай, который, казалось бы, сам способен прокормить полмира чем угодно. Тем не менее факт: на индюшином китайском рынке Россия уступила только США и Чили. Кроме Поднебесной основными покупателями российской продукции стали восточные регионы Украины, Армения, Бенин, Либерия и ОАЭ.
Но и к нам мясо индейки в последние годы все-таки ввозили. Никуда от этого не деться: Россия – член ВТО, диктующей свои условия товарообмена. Однако в прошлом году импорт индейки, по данным аналитиков, упал в полтора раза по сравнению с 2019 годом. За весь минувший год в нашу страну ввезли всего 3,1 тыс. тонн индюшатины.
Но, к сожалению, есть импортная составляющая, от которой Россия и ее индейководческие предприятия зависят почти полностью, – это племенной материал. Упомянутое ранее инкубационное яйцо и суточные цыплята. Любая ситуация в мире – экономическая, политическая, ветеринарная – может привести к существенному сбою в работе наших предприятий, вплоть до полной остановки производства.
Для решения этой проблемы необходимо создание собственной племенной базы индюководства – селекционных центров, племзаводов, репродукторов. Как, когда, на какие деньги все это будет создаваться? Эти вопросы игроки рынка поднимают регулярно и даже отчасти решают их где-то на местах. Но единой системы нет.
Между тем импортировать приходится не только племенной материал, но и средства для ветеринарных нужд – вакцины, лекарства, а также витаминные кормовые добавки и много еще того, чего у нас нет. Все это дорогое удовольствие закладывается в себестоимость производства и, соответственно, повышает стоимость и без того недешевого конечного продукта.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 74 (6912) от 27.04.2021 под заголовком «Рассадник диетической птички».
Комментарии