На Английской набережной пришвартовался «Роальд Амундсен»

50-метровый красавец немецкий бриг «Роальд Амундсен» ошвартовался на Английской набережной в минувший четверг. На борту – 45 человек: 15 – штатный экипаж, остальные – молодые люди, большинство из которых никогда и не «нюхали» моря. Половина из них представляет Германию, половина – Россию. Парусник прибыл к нам в рамках российско-германского молодежного обмена – программы «Ветер и волны». С нашей стороны ее организовали питерский «Русско-немецкий центр встреч» и НКО «Интерра» из Красноярска, с немецкой – объединение «МитОст Гамбург».

На Английской набережной пришвартовался «Роальд Амундсен» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

— Мы вошли в Неву ночью и могли наслаждаться прекрасным рассветом над Петербургом. Ваш город просто потрясающий! — с восторгом говорит капитан парусника Ульрих Комаровски, розовощекий весельчак в круглых очках.

На морского волка капитан совсем не похож. И впечатление не обманывает: Ульрих — руководитель финансовой компании, а море — просто его большая любовь. На капитанской должности он всего шесть лет, парусником командует в свободное от работы время.

«Роальд Амундсен» был построен в 1952 году в ГДР. Изначально и проектировался как парусник, но потом что-то пошло не так, и его «забрали в армию» — переоборудовали в перевозчика топлива для вооруженных сил. После воссоединения с ФРГ судно «демобилизовали», а в 1993-м группа энтузиастов вернула ему паруса, превратив в учебное.

Это глубоко символично, — заявляет Комаровски, — что бывший военный корабль сегодня реализует самую мирную идею — обучение молодежи парусному делу и налаживание взаимопонимания между народами. Как гласит старинная немецкая поговорка — из меча сделали плуг!

— Перековали на орала, — тут же подсказывают ему русские собеседники. Но с русским у капитана — никак, и аналогии он не оценивает.

Бриг воплощает в жизнь давно обкатанную в морских странах идею «народного яхтинга» (наши читатели могут вспомнить, например, финскую яхту «Хелена» или шведский «Тре Крунур», о которых мы писали). На его борту люди, в обычной жизни часто далекие от моря, на неделю-две становятся моряками — буквально открывают для себя новый мир, а заодно и проверяют свой характер на прочность. Рейсы ведь могут быть и не очень дальними, а трудности — вполне настоящими.

За кормой парусника — тысячи морских миль. Балтийское и Средиземное моря, Северная Атлантика, рейсы в Южную и Северную Америку. В прошлом году он был и в Петербурге, где участвовал в морском фестивале «Балтийская яхтенная неделя».

Сейчас судно пришло к нам из Гамбурга. Молодежный экипаж за это время поменялся дважды — в Ростоке и Риге. Всю дорогу, вплоть до кронштадтского рейда, ветер был попутный, и все — как новички, так и «старички» — смогли в полной мере ощутить мощь тугих парусов, полазать по мачтам, потягать канаты. Попали даже в шторм, где многие впервые узнали, что такое морская болезнь.

— Страшно было? — спрашиваю у двух девчушек — новоиспеченных моряков.

— Не-а! — улыбаются они. — Весело!

— А на мачты залезать?

— Некоторые боялись, — признаются девушки. — Залезали только до первого «этажа». Но насильно никто никого не загонял. Штатный экипаж проявлял полное понимание.

Во время нашего разговора на мачтах как раз шла оживленная работа — ребята укладывали паруса. Судя по всему, там, на высоте, они отлично друг друга понимали. Конечно, одно из требований к российским участникам — хорошее знание немецкого либо английского. Но, как признают организаторы, иногда они делают послабление — допускают претендентов с бытовым уровнем владения языком и даже вовсе «безъязыких». Лишь бы человек был легок в общении. В результате все, с кем пришлось поговорить на борту, в один голос заявили — проблем с коммуникацией не было никаких.

Примечательно, что в штатном экипаже — четыре россиянина. Прошли соответствующее обучение, сдали все экзамены, исправно работают уже не первый год. Из молодежного российского состава большая часть — петербуржцы. Двое — «стипендиаты» комитета по молодежной политике, из числа лучших волонтеров, работавших на недавнем футбольном чемпионате. Остальные — из Москвы, Уфы, Красноярска и Томска.

Трудно ли попасть на проект? Да нет, не особенно, уверяют ребята. Главное — узнать о нем, ведь широкой рекламы нет. Не все же ходят в «Русско-немецкий центр встреч». Конечно, нужно и учитывать возрастной ценз — от 16 до 26 лет, и пройти медицинскую комиссию. Да, дорога до порта выхода (и, если кому надо, обратно до дома из порта прибытия) — за свои. Кроме того, надо заплатить взнос в размере 590 евро. Но за двухнедельное счастье путешествовать под парусом это копейки.

Проект абсолютно некоммерческий, подчеркивают его организаторы. Его финансирование, помимо взносов, обеспечивают спонсоры и специальный фонд. Да, на судне есть все необходимое — хороший двигатель, средства навигации и связи, спасательное и противопожарное оборудование. Но — никаких излишеств. Это вам не круизный лайнер. Условия жизни, прямо скажем, спартанские. Маленькие кубрики на 4 — 6 человек с двухъярусными койками. Кому-то приходится спать даже в гамаке. Вот каюта капитана — дверь открыта, каждый может заглянуть. Крошечная комнатка, простая кровать с солдатским одеялом...

Но в море все это уходит на второй план. Здесь другая шкала ценностей. В совместном плавании люди, еще недавно не знавшие друг друга, становятся единой командой, забывают, что они из разных стран. И когда в схватке со стихией в конце концов выходят победителями, испытывают такое счастье, которого на берегу не испытать никогда...

В минувшие выходные на паруснике был «открытый трап», и посетить его мог каждый желающий. Сегодня он снимается с якоря и, взяв на борт новую молодежную команду, направляется в Стокгольм. Зимой бриг двинет на Канары. Всего же в рамках проекта «Ветер и волны» на будущий год запланировано целых семь рейсов.

#корабль #город #молодежь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (6260) от 03.09.2018 под заголовком «Рандеву на мачте».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге
19 Ноября 2018

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге

Глава программного офиса Совета Европы в России сообщил, что сотрудничество с Россией по части туризма успешно продолжается.

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей
19 Ноября 2018

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей

Какие именно сведения войдут в новую базу, еще предстоит определить. Сейчас в МВД разработали поправки в КоАП, устанавливающие ответственность для врачей за ложные или неполные сведения о здоровье вод...

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией
14 Ноября 2018

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией

По данным финской погранохраны, в этом году количество пересечений российско-финской границы окажется примерно таким же, как и в 2017-м году, составив около 7,2 млн.

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов
18 Октября 2018

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов

Где еще увидишь живой мост, музей одного романа и необыкновенный Царицынский источник?

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией
04 Октября 2018

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией

В Петербурге за «круглым столом» обсудили курс развития гастрономического туризма. Подробности – в нашем материале.

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка
12 Сентября 2018

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка

Как себя вела дикая птица? Мы узнали, что она не улетела на юг с сородичами, стала признавать хозяина и начала делать кое-что еще.

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»
04 Сентября 2018

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»

Мы узнали одного из основателей «Диссернета», зачем ловцы плагиаторов проверяют иностранные диссертации и насколько прилично вынуждать ученых ловить коллег за руку.

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей
21 Августа 2018

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей

В Ленобласти завершаются работы по реконструкции участка трассы «Скандинавия». Что происходит на новой магистрали? Подробности - в нашем материале.

В России в битву с онкологией вступили деньги и «контуры»
15 Августа 2018

В России в битву с онкологией вступили деньги и «контуры»

Страховщики не понимают, куда уходят выделенные ими на лекарственное лечение деньги, и планируют «закручивать гайки».

Британские археологи обнаружили уникальную находку
11 Августа 2018

Британские археологи обнаружили уникальную находку

Открытие было сделано в районе пролива Ла-Манш к западу от французского полуострова Котантен.

Археологи обнаружили клад серебряных монет начала XVII века
09 Августа 2018

Археологи обнаружили клад серебряных монет начала XVII века

В глиняном горшке находились более шестисот монет, отчеканенных во время царствования Ивана Грозного и Бориса Годунова. Где был найден драгоценный артефакт?

Как легально уничтожают лес в Ленобласти
06 Августа 2018

Как легально уничтожают лес в Ленобласти

У деревни Ящера растет социальная напряженность: лес вывозится по новому мосту, а зеленой зоне не спешат присвоить статус «особо охраняемой природной территории».