На Английской набережной пришвартовался «Роальд Амундсен»

50-метровый красавец немецкий бриг «Роальд Амундсен» ошвартовался на Английской набережной в минувший четверг. На борту – 45 человек: 15 – штатный экипаж, остальные – молодые люди, большинство из которых никогда и не «нюхали» моря. Половина из них представляет Германию, половина – Россию. Парусник прибыл к нам в рамках российско-германского молодежного обмена – программы «Ветер и волны». С нашей стороны ее организовали питерский «Русско-немецкий центр встреч» и НКО «Интерра» из Красноярска, с немецкой – объединение «МитОст Гамбург».

На Английской набережной пришвартовался «Роальд Амундсен» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

— Мы вошли в Неву ночью и могли наслаждаться прекрасным рассветом над Петербургом. Ваш город просто потрясающий! — с восторгом говорит капитан парусника Ульрих Комаровски, розовощекий весельчак в круглых очках.

На морского волка капитан совсем не похож. И впечатление не обманывает: Ульрих — руководитель финансовой компании, а море — просто его большая любовь. На капитанской должности он всего шесть лет, парусником командует в свободное от работы время.

«Роальд Амундсен» был построен в 1952 году в ГДР. Изначально и проектировался как парусник, но потом что-то пошло не так, и его «забрали в армию» — переоборудовали в перевозчика топлива для вооруженных сил. После воссоединения с ФРГ судно «демобилизовали», а в 1993-м группа энтузиастов вернула ему паруса, превратив в учебное.

Это глубоко символично, — заявляет Комаровски, — что бывший военный корабль сегодня реализует самую мирную идею — обучение молодежи парусному делу и налаживание взаимопонимания между народами. Как гласит старинная немецкая поговорка — из меча сделали плуг!

— Перековали на орала, — тут же подсказывают ему русские собеседники. Но с русским у капитана — никак, и аналогии он не оценивает.

Бриг воплощает в жизнь давно обкатанную в морских странах идею «народного яхтинга» (наши читатели могут вспомнить, например, финскую яхту «Хелена» или шведский «Тре Крунур», о которых мы писали). На его борту люди, в обычной жизни часто далекие от моря, на неделю-две становятся моряками — буквально открывают для себя новый мир, а заодно и проверяют свой характер на прочность. Рейсы ведь могут быть и не очень дальними, а трудности — вполне настоящими.

За кормой парусника — тысячи морских миль. Балтийское и Средиземное моря, Северная Атлантика, рейсы в Южную и Северную Америку. В прошлом году он был и в Петербурге, где участвовал в морском фестивале «Балтийская яхтенная неделя».

Сейчас судно пришло к нам из Гамбурга. Молодежный экипаж за это время поменялся дважды — в Ростоке и Риге. Всю дорогу, вплоть до кронштадтского рейда, ветер был попутный, и все — как новички, так и «старички» — смогли в полной мере ощутить мощь тугих парусов, полазать по мачтам, потягать канаты. Попали даже в шторм, где многие впервые узнали, что такое морская болезнь.

— Страшно было? — спрашиваю у двух девчушек — новоиспеченных моряков.

— Не-а! — улыбаются они. — Весело!

— А на мачты залезать?

— Некоторые боялись, — признаются девушки. — Залезали только до первого «этажа». Но насильно никто никого не загонял. Штатный экипаж проявлял полное понимание.

Во время нашего разговора на мачтах как раз шла оживленная работа — ребята укладывали паруса. Судя по всему, там, на высоте, они отлично друг друга понимали. Конечно, одно из требований к российским участникам — хорошее знание немецкого либо английского. Но, как признают организаторы, иногда они делают послабление — допускают претендентов с бытовым уровнем владения языком и даже вовсе «безъязыких». Лишь бы человек был легок в общении. В результате все, с кем пришлось поговорить на борту, в один голос заявили — проблем с коммуникацией не было никаких.

Примечательно, что в штатном экипаже — четыре россиянина. Прошли соответствующее обучение, сдали все экзамены, исправно работают уже не первый год. Из молодежного российского состава большая часть — петербуржцы. Двое — «стипендиаты» комитета по молодежной политике, из числа лучших волонтеров, работавших на недавнем футбольном чемпионате. Остальные — из Москвы, Уфы, Красноярска и Томска.

Трудно ли попасть на проект? Да нет, не особенно, уверяют ребята. Главное — узнать о нем, ведь широкой рекламы нет. Не все же ходят в «Русско-немецкий центр встреч». Конечно, нужно и учитывать возрастной ценз — от 16 до 26 лет, и пройти медицинскую комиссию. Да, дорога до порта выхода (и, если кому надо, обратно до дома из порта прибытия) — за свои. Кроме того, надо заплатить взнос в размере 590 евро. Но за двухнедельное счастье путешествовать под парусом это копейки.

Проект абсолютно некоммерческий, подчеркивают его организаторы. Его финансирование, помимо взносов, обеспечивают спонсоры и специальный фонд. Да, на судне есть все необходимое — хороший двигатель, средства навигации и связи, спасательное и противопожарное оборудование. Но — никаких излишеств. Это вам не круизный лайнер. Условия жизни, прямо скажем, спартанские. Маленькие кубрики на 4 — 6 человек с двухъярусными койками. Кому-то приходится спать даже в гамаке. Вот каюта капитана — дверь открыта, каждый может заглянуть. Крошечная комнатка, простая кровать с солдатским одеялом...

Но в море все это уходит на второй план. Здесь другая шкала ценностей. В совместном плавании люди, еще недавно не знавшие друг друга, становятся единой командой, забывают, что они из разных стран. И когда в схватке со стихией в конце концов выходят победителями, испытывают такое счастье, которого на берегу не испытать никогда...

В минувшие выходные на паруснике был «открытый трап», и посетить его мог каждый желающий. Сегодня он снимается с якоря и, взяв на борт новую молодежную команду, направляется в Стокгольм. Зимой бриг двинет на Канары. Всего же в рамках проекта «Ветер и волны» на будущий год запланировано целых семь рейсов.

#корабль #город #молодежь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (6260) от 03.09.2018 под заголовком «Рандеву на мачте».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен
28 Января 2019

Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен

Они построят шесть крупных рыбопромысловых судов, способных работать во льдах.

Индексация пенсий – с 1 января: примеры расчета
14 Января 2019

Индексация пенсий – с 1 января: примеры расчета

Если пенсионер хочет проверить, правильно ли ему увеличили сумму, не обсчитали ли, ему нужно размер своей пенсии умножить на 0,0705 (7,05%).

Кто прикрывал «черных лесорубов» в Ленобласти?
10 Января 2019

Кто прикрывал «черных лесорубов» в Ленобласти?

По версии следствия, на территории Ленобласти действовала преступная группа, специализировавшаяся на хищении и незаконном обороте древесины. Подробности расследования – в нашем материале.

Россия готовит подсолнечный удар
28 Ноября 2018

Россия готовит подсолнечный удар

Масличная отрасль России готова показать выдающиеся результаты. Но пока что этому очень мешает зависимость от импортных семян.

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге
19 Ноября 2018

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге

Глава программного офиса Совета Европы в России сообщил, что сотрудничество с Россией по части туризма успешно продолжается.

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей
19 Ноября 2018

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей

Какие именно сведения войдут в новую базу, еще предстоит определить. Сейчас в МВД разработали поправки в КоАП, устанавливающие ответственность для врачей за ложные или неполные сведения о здоровье вод...

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией
14 Ноября 2018

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией

По данным финской погранохраны, в этом году количество пересечений российско-финской границы окажется примерно таким же, как и в 2017-м году, составив около 7,2 млн.

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов
18 Октября 2018

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов

Где еще увидишь живой мост, музей одного романа и необыкновенный Царицынский источник?

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией
04 Октября 2018

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией

В Петербурге за «круглым столом» обсудили курс развития гастрономического туризма. Подробности – в нашем материале.

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка
12 Сентября 2018

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка

Как себя вела дикая птица? Мы узнали, что она не улетела на юг с сородичами, стала признавать хозяина и начала делать кое-что еще.

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»
04 Сентября 2018

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»

Мы узнали одного из основателей «Диссернета», зачем ловцы плагиаторов проверяют иностранные диссертации и насколько прилично вынуждать ученых ловить коллег за руку.

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей
21 Августа 2018

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей

В Ленобласти завершаются работы по реконструкции участка трассы «Скандинавия». Что происходит на новой магистрали? Подробности - в нашем материале.