Путем Крузенштерна

Судьба «Надежды» драматична. Этот парусник был последним в серии из пяти учебных парусных судов, построенных на гданьской судоверфи в конце 1980-х (одно из них досталось питерской Макаровке и стало называться «Миром»). Полностью к отправке во Владивосток его подготовили в августе 1991-го. Оставалась чистая формальность – перевод на польский счет денег за постройку. И тут грянул путч. Деньги, естественно, «зависли». Поляки подождали несколько месяцев и начали переговоры о продаже с другими странами. Путем невероятных усилий деньги все-таки отыскали – через год. Это было первое судно, приобретенное свободной Россией.

Путем Крузенштерна | Фото: Pixabay / Pexels

Фото: Pixabay / Pexels

Перед отбытием к месту назначения оно ненадолго зашло в Петербург. И второй раз пришло сюда уже сейчас – спустя одиннадцать лет.

Как бы ни было нам лестно думать, что парусник пришел к нам из Влади­востока специально к юбилею города, это не совсем так. «Надежда» совер­шает кругосветное плавание, посвя­щенное двухсотлетию первой россий­ской кругосветки. Как раз в столет­нюю годовщину Петербурга из Крон­штадта вышли корабли «Надежда» и «Нева» под командованием Крузенш­терна и Лисянского (первый из них ру­ководил и всей экспедицией в целом). И через три года, обогнув весь зем­ной шар, туда же вернулись. После этого Россию будто «прорвало»: толь­ко за первую половину XIX века почти 50 кругосветок. Ни одна самая «морс­кая» держава даже близко ни о чем по­добном мечтать не могла! Каждое пу­тешествие имело и серьезную науч­ную программу. Российские моряки уточняли географические карты, от крывали новые острова, исследова­ли течения, ветра, глубины...

В новейшей истории России та­кие плавания, увы, можно сосчитать по пальцам. И потому руководство Государственного морского универ­ситета имени Г. И. Невельского, прежде чем отправить свою «Надеж­ду» маршрутом Крузенштерна, дол­го колебалось. Решение вопроса от­кладывалось до последнего момен­та, в результате вместо 10 января вышли 25-го. В Питер на юбилей по­чему-то планировали прийти 10 мая. Времени оставалось мало, и поэто­му от маршрута Крузенштерна при­шлось отклониться: вместо того что­бы огибать Африку, пошли через Су­эц, которого во времена великого мореплавателя, разумеется, еще не было. А когда прошли Гибралтар, по­ступило распоряжение срок прихо­да в Питер сдвинуть на 10 дней.

— Вот всегда у нас так! — сокруша­ется капитан «Надежды» Владимир Николаевич Василенко. — Знали бы заранее, прошли бы, как положено, мимо мыса Доброй Надежды. Хотя не было бы счастья... В «подаренные» нам дни зашли в Гданьск — на родную судоверфь. Встретили нас там как родных, беседовали мы с главным конструктором нашего парусника, много для себя полезного узнали. За­одно заказали новые паруса — до сих пор ведь ходим на тех, что были уста­новлены при «рождении»...

На судне — 165 человек. Из них — 90 курсантов 3-го курса судоводитель­ского факультета и 13 ученых, веду­щих серьезные исследования по ме­теорологии, гидрологии и другим наукам. Традиции русских море­плавателей здесь поддержива­ют, научная экспедиция на «На­дежде» уже пятая. Есть устояв­шаяся, на долгий срок рассчитан­ная научная программа. А когда в 1997-м ходили на Австралию, здесь на борту был развернут це­лый плавучий университет.

Вообще дальние плавания для «Надежды» в порядке вещей. Там, на Дальнем Востоке, где мо­ря не закованы берегами, а «впа­дают» прямо в океан, другие мас­штабы жизни. У моряков «океан­ское мышление». Водные просто­ры старушки Европы им кажутся мелкими и тесными. Зато, увы, дальневосточникам и не снилась та бурная парусная жизнь, кото­рая царит в Старом Свете. Там, где восходит солнце, нет тех многовековых традиций хожде­ния под парусом, как, скажем, у испанцев, голландцев или англи­чан. Гонки, конечно, случаются, и «Надежда» в них, как правило, в чис­ле первых. В прошлом году, скажем, выиграла с блеском регату «Сэйл Ко­рея-2002», посвященную чемпионату мира по футболу.

Но это все, конечно, ни в какое срав­нение не идет с тем водоворотом, в ко­торый парусник окунется здесь. Одна регата « Катти Сарк» чего стоит! В чис­ле прочих «Надежде» предстоит го­няться и со своими «систер-шипами» — польским «Даром молодежи», укра­инским «Херсонесом» и нашим про­славленным «Миром», с которым она стоит сегодня рядышком у набереж­ной Лейтенанта Шмидта. А потом фес­тивали в Бремене и Голландии. И в путь: Канары, Бразилия, мыс Горн, Со­ломоновы острова, Таити... Звучит как сказка. Но погрузиться в нее предсто­ит уже другим курсантам — в конце июня чартерный рейс из Владивосто­ка привезет смену, а этих увезет до­мой. По пути, видимо, предстоит еще одна смена, в родную гавань судно вернется 10 марта следующего года.

Понимают ли мальчишки, прошед­шие полсвета под парусами, какое счастье им подвалило? Мало того что посмотрели дальние страны и теплые моря (в Египте, правда, из-за войны в Ираке свернули программу осмотра пирамид — обидно!), но попали в ве­ликолепный Санкт-Петербург, да еще под праздник! Пока, как выяснилось, понимают, но не до конца. Главное чувство — усталость. Очень тяжелый был рейс. Это с берега морская жизнь — романтика. А в море — качка, бес­конечные авралы, тесные жаркие куб­рики... После этого на берегу не один день нужен, чтобы в себя прийти.

У моряков с «Надежды» в Питере на­пряженная культурно-развлекатель­ная программа. Обеспечил ее, прав­да, не город (который парусник на праздник так официально и не пригла­сил), а братья-моряки — руководите­ли Государственной морской акаде­мии им. Макарова. Уж кто-кто, а они могут оценить значение подобного пу­тешествия и труд, который в него вло­жен. Оценить — и с грустью позави­довать. Почему путем Крузенштерна идет дальневосточная «Надежда», а не его земляк «Мир»?

#море #корабли #плавание

Комментарии