Путем Крузенштерна
Судьба «Надежды» драматична. Этот парусник был последним в серии из пяти учебных парусных судов, построенных на гданьской судоверфи в конце 1980-х (одно из них досталось питерской Макаровке и стало называться «Миром»). Полностью к отправке во Владивосток его подготовили в августе 1991-го. Оставалась чистая формальность – перевод на польский счет денег за постройку. И тут грянул путч. Деньги, естественно, «зависли». Поляки подождали несколько месяцев и начали переговоры о продаже с другими странами. Путем невероятных усилий деньги все-таки отыскали – через год. Это было первое судно, приобретенное свободной Россией.
Фото: Pixabay / Pexels
Перед отбытием к месту назначения оно ненадолго зашло в Петербург. И второй раз пришло сюда уже сейчас – спустя одиннадцать лет.
Как бы ни было нам лестно думать, что парусник пришел к нам из Владивостока специально к юбилею города, это не совсем так. «Надежда» совершает кругосветное плавание, посвященное двухсотлетию первой российской кругосветки. Как раз в столетнюю годовщину Петербурга из Кронштадта вышли корабли «Надежда» и «Нева» под командованием Крузенштерна и Лисянского (первый из них руководил и всей экспедицией в целом). И через три года, обогнув весь земной шар, туда же вернулись. После этого Россию будто «прорвало»: только за первую половину XIX века почти 50 кругосветок. Ни одна самая «морская» держава даже близко ни о чем подобном мечтать не могла! Каждое путешествие имело и серьезную научную программу. Российские моряки уточняли географические карты, от крывали новые острова, исследовали течения, ветра, глубины...
В новейшей истории России такие плавания, увы, можно сосчитать по пальцам. И потому руководство Государственного морского университета имени Г. И. Невельского, прежде чем отправить свою «Надежду» маршрутом Крузенштерна, долго колебалось. Решение вопроса откладывалось до последнего момента, в результате вместо 10 января вышли 25-го. В Питер на юбилей почему-то планировали прийти 10 мая. Времени оставалось мало, и поэтому от маршрута Крузенштерна пришлось отклониться: вместо того чтобы огибать Африку, пошли через Суэц, которого во времена великого мореплавателя, разумеется, еще не было. А когда прошли Гибралтар, поступило распоряжение срок прихода в Питер сдвинуть на 10 дней.
— Вот всегда у нас так! — сокрушается капитан «Надежды» Владимир Николаевич Василенко. — Знали бы заранее, прошли бы, как положено, мимо мыса Доброй Надежды. Хотя не было бы счастья... В «подаренные» нам дни зашли в Гданьск — на родную судоверфь. Встретили нас там как родных, беседовали мы с главным конструктором нашего парусника, много для себя полезного узнали. Заодно заказали новые паруса — до сих пор ведь ходим на тех, что были установлены при «рождении»...
На судне — 165 человек. Из них — 90 курсантов 3-го курса судоводительского факультета и 13 ученых, ведущих серьезные исследования по метеорологии, гидрологии и другим наукам. Традиции русских мореплавателей здесь поддерживают, научная экспедиция на «Надежде» уже пятая. Есть устоявшаяся, на долгий срок рассчитанная научная программа. А когда в 1997-м ходили на Австралию, здесь на борту был развернут целый плавучий университет.
Вообще дальние плавания для «Надежды» в порядке вещей. Там, на Дальнем Востоке, где моря не закованы берегами, а «впадают» прямо в океан, другие масштабы жизни. У моряков «океанское мышление». Водные просторы старушки Европы им кажутся мелкими и тесными. Зато, увы, дальневосточникам и не снилась та бурная парусная жизнь, которая царит в Старом Свете. Там, где восходит солнце, нет тех многовековых традиций хождения под парусом, как, скажем, у испанцев, голландцев или англичан. Гонки, конечно, случаются, и «Надежда» в них, как правило, в числе первых. В прошлом году, скажем, выиграла с блеском регату «Сэйл Корея-2002», посвященную чемпионату мира по футболу.
Но это все, конечно, ни в какое сравнение не идет с тем водоворотом, в который парусник окунется здесь. Одна регата « Катти Сарк» чего стоит! В числе прочих «Надежде» предстоит гоняться и со своими «систер-шипами» — польским «Даром молодежи», украинским «Херсонесом» и нашим прославленным «Миром», с которым она стоит сегодня рядышком у набережной Лейтенанта Шмидта. А потом фестивали в Бремене и Голландии. И в путь: Канары, Бразилия, мыс Горн, Соломоновы острова, Таити... Звучит как сказка. Но погрузиться в нее предстоит уже другим курсантам — в конце июня чартерный рейс из Владивостока привезет смену, а этих увезет домой. По пути, видимо, предстоит еще одна смена, в родную гавань судно вернется 10 марта следующего года.
Понимают ли мальчишки, прошедшие полсвета под парусами, какое счастье им подвалило? Мало того что посмотрели дальние страны и теплые моря (в Египте, правда, из-за войны в Ираке свернули программу осмотра пирамид — обидно!), но попали в великолепный Санкт-Петербург, да еще под праздник! Пока, как выяснилось, понимают, но не до конца. Главное чувство — усталость. Очень тяжелый был рейс. Это с берега морская жизнь — романтика. А в море — качка, бесконечные авралы, тесные жаркие кубрики... После этого на берегу не один день нужен, чтобы в себя прийти.
У моряков с «Надежды» в Питере напряженная культурно-развлекательная программа. Обеспечил ее, правда, не город (который парусник на праздник так официально и не пригласил), а братья-моряки — руководители Государственной морской академии им. Макарова. Уж кто-кто, а они могут оценить значение подобного путешествия и труд, который в него вложен. Оценить — и с грустью позавидовать. Почему путем Крузенштерна идет дальневосточная «Надежда», а не его земляк «Мир»?
Комментарии