Приказ на всплытие. Воспоминания моряка-подводника

В середине 60-х годов прошлого столетия меня, токаря-универсала 3-го разряда с Южного Урала, призвали на действительную военную службу. По моему желанию и по комсомольской путевке я был направлен на подшефную подводную лодку Северного флота Б-4 (проект 641) «Челябинский комсомолец». Так началась моя романтичная, но трудная и опасная служба моряка-подводника в Кронштадте. После обучения я стал торпедистом. И, начав службу матросом, вскоре понял, что это моя судьба на десятилетия.

Приказ на всплытие. Воспоминания моряка-подводника | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Окончив Высшее военно-морское училище, я прибыл на Тихий океан. За более чем двадцатипятилетнюю службу в составе воинских частей и экипажей кораблей различных проектов (от дизель-электрических до атомных) довелось мне пройти через соленую купель трех океанов и более десяти морей. На берег сошел с борта атомного ракетного подводного крейсера К-451 «60 лет ВЛКСМ».

В сердце, душе каждого моряка-подводника навсегда сохранятся до боли знакомые звуки. Змеиное шипение тяжелой пенящейся забортной массы, заполняющей балластные цистерны и увлекающей лодку на глубину. Скрежет и «стон» бортового металла корабля, провалившегося за предельно допустимую глубину, и частый отрывистый звонковый набат аварийной тревоги. Или бодрый голос вахтенного офицера с центрального поста: «Положение надводное, очередной смене заступить на вахту!». А как пьянеешь от свежего морского воздуха, когда он врывается в отсеки из открытого люка, и видишь на горизонте родную базу?

Мне не забыть рапортов матросов и старшин, отслуживших срочную службу, с просьбами «в последний раз сходить в автономку». И по-детски наивный вопрос: «Как же вы там без нас?». Я счастлив, что за всю мою многолетнюю службу на подводных лодках мы не потеряли ни одного человека в море – ни в боевых, ни в учебных походах.

Давно отгремела война, и горько, что мы и сейчас не знаем имен всех, кто отдал жизнь за Победу. Десятки подводных лодок лежат на дне морей и океанов со времен войны, среди них и советские субмарины с экипажами, до сих пор числящимися без вести пропавшими. Только в Балтийском море на дне тридцать восемь советских подводных лодок. Подвиг их экипажей вдохновил меня на такие строки: «Во дни торжеств и грусти давней/ Росой прохладной и хрустальной/Омоет Родина моя/ Свои бескрайние поля,/То слезы вдов и матерей,/Им не забыть мужей, детей,/Без вести павших на чужбине,/Как затонувшей субмарине/Уже не всплыть среди зыбей»...

19 марта мы отметим День моряка-подводника. С этим профессиональным праздником мне прежде всего хочется поздравить ветеранов холодной войны на море – тех, кто отстоял свою вахту у механизмов наших субмарин, вдыхая прогорклый много раз попущенный через очистители воздух. Вспомню и тех, кто до конца боролся за живучесть корабля – с водой, огнем и радиацией в охваченных пламенем, полузатопленных, наглухо задраенных отсеках, кто в военное и мирное время погиб в водных глубинах.

А всем, кто сейчас несет боевое патрулирование в заданных районах Мирового океана, адресую традиционное пожелание: «Пусть число погружений будет равно числу всплытий!».

#моряки #военные #служба

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (6878) от 10.03.2021 под заголовком «Приказ на всплытие».


Комментарии