Причалили к прибыли. Навигация 2022 года для речных круизов по России оказалась удачной
Хорошая погода и приемлемые цены сделали свое дело: по предварительным оценкам, в этом сезоне количество пассажиров на речных круизных лайнерах в России может достичь психологически важной отметки 700 тысяч человек, намного превысив допандемийный уровень. Причем каждый четвертый из них побывает в Петербурге, который по праву считается одним из самых привлекательных городов на речных маршрутах.
ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС
В течение минувших трех лет картина российского речного круизного туризма изменилась кардинально. Судите сами: в 2019‑м в круизы по рекам страны отправились около 400 тыс. пассажиров, из которых примерно 150 тысяч были туристами из‑за кордона. Гости из‑за рубежа «делали кассу» — на услугах для них многие компании зарабатывали основные деньги. В 2020‑м из‑за ковидных ограничений и отсутствия иностранцев почти треть теплоходов так и осталась в затонах: в «Речном альянсе», который объединяет «Водоходъ», «Мостурфлот» и «Созвездие», из 46 судов 17 лайнеров тогда в рейсы так и не вышли. Да и в 2021‑м, хотя поток туристов начал стабильно расти, речным круизерам не удалось поработать в полную силу.
В нынешнем сезоне владельцы лайнеров и организаторы речных путешествий не скрывают радости: благодаря значительному росту числа гостей им удалось задействовать почти весь флот и неплохо заработать. Теплоходы, которые раньше были ориентированы на обслуживание иностранцев, теперь принимают на борт платежеспособных россиян, которые до того нередко уезжали на зарубежные курорты. В результате, по оценке специалистов, в навигацию 2022 года впервые за последнее время заполняемость теплоходов может достичь уровня 95 %. Для сравнения: год назад этот показатель едва дотягивал до 75 %.
Причин, почему текущий сезон оказался так успешен, несколько. И они, конечно, не ограничиваются сложностями с выездом за границу. Во-первых, весна и лето нынешнего года в большинстве судоходных регионов России порадовали погодой — в течение многих недель она была солнечной и жаркой, что только добавляло речным круизам привлекательности. Кому не хочется в жару оказаться на палубе лайнера?
Во-вторых, популярности этому виду отдыха явно добавили весенняя и летняя акции программы возврата части стоимости за путешествия по стране. «Осенний кешбэк в текущем году идеально пришелся на традиционно низкий, но еще вполне комфортный сезон с 1 сентября, — говорит, к примеру, Андрей Михайловский, генеральный директор круизного центра «Инфофлот». — Даже те люди, которые не планировали отправиться в круиз в этом году, оказались готовы пересмотреть свое решение». Что неудивительно: осенью операторы традиционно делают на круизы скидку. А акция кешбэка только усилила ее — при желании можно было сэкономить до 40 % от первоначальной цены тура. При этом круиз нисколько не терял в качестве — теплоход, маршрут и уровень обслуживания никак не менялись.
В-третьих, эксперты с удовольствием отмечают: сейчас в речные путешествия все чаще отправляются те люди, которые раньше в них не участвовали. Так, по данным заместителя генерального директора компании «ВодоходЪ» Ильи Суховольского, доля туристов, которые осенью 2022 года впервые отправились в речной круиз, составляет до 20 %. Схожей точки зрения придерживается и глава туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. «Многие из тех, кто в навигацию этого года отправился по речным круизным маршрутам, таким образом раньше никогда не отдыхали», — отмечает он.
Специалисты говорят о том, что акция кешбэка привлекает как раз новичков: если раньше под занавес навигации их было мало, то сейчас доля впервые отправившихся в речной круиз туристов достигает 25 % от общего количества «осенних» пассажиров. Причем заметно меняется и портрет типичного клиента: если еще 5 – 7 лет назад это в основном были возрастные пассажиры (50+), то теперь в речной круиз по России нередко отправляются всей семьей. Или дружеской компанией — туристы в возрасте 25 – 40 лет на палубах лайнеров уже не редкость.
Да, речной круизный отдых недешев. По экспертным оценкам, стоимость суток круиза с полным пакетом услуг в нынешнем году колебалась от 6 до 12 тысяч рублей в зависимости от уровня лайнера и сервиса. Однако в среднем речь шла о 7,5 – 8 тыс. на человека в каюте со всеми удобствами. А с учетом акций, включая раннее бронирование и кешбэк, эту сумму можно было уменьшить на 30 – 40 %. В частности, очень популярные у туристов межстоличные круизы (7 дней/6 ночей) стоили без скидок 60 – 70 тыс. рублей с человека. Петербургская «классика», трехдневные туры на Валаам и Коневец, — 12 – 14 тысяч. А более длинные, особенно на новых («Мустай Карим») или глубоко реновированных («Максим Горький» и др.) судах, легко могли уходить в цене за 100 тыс. рублей — все зависело от уровня теплохода, класса каюты и прочих факторов.
Как отмечают эксперты, однажды побывавшие в речных круизах люди все чаще становятся постоянными клиентами и приобретают такие туры загодя. В результате значительная часть путевок на сезон раскупается задолго до его начала, а остальные быстро уходят по ходу навигации. «Минувший летний сезон был исключительным, а речные круизы по России за последние два года так раскрутились, что многие туры были проданы в рамках акции раннего бронирования еще в конце предыдущего сезона, — говорит Андрей Михайловский. — Это, безусловно, радует: наконец‑то наши туристы по достоинству оценили этот вид отдыха».
Хотя окончательные итоги речной круизной навигации 2022 года пока подводить рано (в целом по стране она завершится только 18 ноября), в Петербурге сезон фактически подошел к концу — осталось выполнить единицы рейсов. И к концу октября последние лайнеры уйдут на юг или отправятся зимовать в затоны, для того чтобы весной 2023‑го снова выйти на водные маршруты…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (7272) от 10.10.2022 под заголовком «Причалили к прибыли».
Комментарии