Президентские «почтовые выборы» в Польше перенесли

Пандемия коронавируса COVID-19 не могла не отразиться на политической повестке как Европейского союза (ЕС) в целом, так и его отдельных членов. В частности, Польши, где на 10 мая были назначены президентские «почтовые выборы», которые, однако, перенесли на более поздний срок.

Президентские «почтовые выборы» в Польше перенесли | Иллюстрация Niyazz/shutterstock.com

Иллюстрация Niyazz/shutterstock.com

Пошли своим путем

Мандат действующего главы государства Анджея Дуды истекает лишь в августе, но сроки президентских выборов-2020 были определены заранее, еще до того момента, когда коронавирус поразил страны Старого Света. Надо сказать, что не одна Польша оказалась в подобной ситуации, когда реально провести электоральную кампанию не представляется возможным: ни о каких прямых встречах с избирателями, «уличной» агитации партийных активистов, листовках и плакатах для всенародного ознакомления говорить сегодня не приходится. Не так давно конфуз случился во Франции. Там, несмотря на предостережения врачебного сообщества и оппозиции, 15 апреля провели первый тур муниципальных выборов. А вот второй организовывать не решились и отложили, как говорится, до лучших времен, не уточнив до сих пор даже дату его проведения...

В Польше многие представители оппозиции, деятели культуры и даже члены правительства (министр здравоохранения Лукаш Шумовский) уже в начале пандемии коронавируса предлагали из-за невозможности провести нормальную избирательную кампанию перенести голосование. Правда, у сторонников такой меры единая точка зрения отсутствовала. Так, составная часть правительственной коалиции партия «Согласие», поддержанная Шумовским, предложила перенести выборы на два года, продлив тем самым полномочия Анджея Дуды. Ведущая партия оппозиции, «Гражданская платформа» (ГП), ставила вопрос о том, чтобы прямые президентские выборы состоялись в мае 2021-го.

А вот главная сила парламентского большинства, национально-консервативная партия «Право и справедливость» (ПиС), с подачи своего лидера Ярослава Качиньского настроилась идти до конца и во что бы то ни стало провести голосование в срок. Правда, партия власти решила подредактировать сам механизм голосования. Были внесены соответствующие поправки в избирательный кодекс, которые оговаривают для примерно 30 млн избирателей исключительно дистанционное голосование, которое было решено возложить на польскую почту. Поскольку де-факто кампания по выборам была свернута в середине марта, оппозиция была не без оснований возмущена. Лидеры ГП и других оппозиционных сил заявили о том, что менять правила игры менее чем за полгода до голосования не только не демократично, но и противоречит основам национального законодательства.

Правым ничто не угрожает

Еще когда кампания только начиналась, было понятно, что фаворитом выборов будет Анджей Дуда, представляющий партию ПиС. Это связано не только с тем, что его партия является самой влиятельной в стране, но и с тем, что Польша при правлении национал-консерваторов добилась заметных социальных и экономических успехов. Так, валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения в стране превысил 13 тысяч евро, а среднемесячная заработная плата выросла до суммы, эквивалентной 1130 евро. В 2018 году экономический рост составил более 5%, тогда как безработица в Польше - одна из самых скромных в Евросоюзе, всего четыре пункта. Для польской экономики характерна очень низкая инфляция. Неплохо обстоит дело и с другими качественными макроэкономическими показателями. К примеру, общественный долг у Польши менее 50% ВВП, что по меркам Евросоюза выглядит вполне прилично.

Несмотря на, скажем прямо, непростые политические взаимоотношения с ведущими странами ЕС (напомним, что Еврокомиссия и другие институты союза нередко критикуют Варшаву за спорную судебную реформу, угрожающую, по мнению Брюсселя, независимости польской юстиции), именно Польша является ключевым выгодополучателем европейских субсидий. На 2014 - 2020 гг. эта страна получила от европейских структурных фондов около 100 млрд евро. Но нужно отметить и то, что активная социальная политика польских консерваторов (снижение пенсионного возраста и повышение пенсий, заметное увеличение пособий на детей, начиная с первого ребенка, отмена подоходного налога на молодых граждан и т. д.) заметно укрепила и консолидировала их электоральную базу.

Хотя после парламентских выборов, состоявшихся в октябре прошлого года, партия ПиС потеряла абсолютное большинство мандатов в сейме и сенате, это никак не сказалось на контроле партии Ярослава Качиньского за исполнительной властью. Имея с двумя союзными партиями по блоку «Объединенные правые» 225 мандатов в 460-местном сейме, ПиС сохраняет контроль над большей частью правительства. Да, в сенате после этих выборов чуть больше оппозиционных политиков, но это в целом не мешает исполнительной власти проводить свою политику. То, что за коалицию правоконсервативных партий отдали полгода назад голоса 43,6% избирателей, показывает: значительная часть поляков, относящихся к разным социальным и возрастным группам, связывает будущее страны именно с консервативной повесткой.

Конечно, спокойной жизни у партии власти нет, так как в нижней палате парламента действия как Анджея Дуды, так и правительства с разных сторон критикует оппозиция (прежде всего возглавляемая ГП «Гражданская коалиция», левые силы, а также правонационалисты). И острота этих атак не особо уменьшилась в период пандемии.

Кто конкуренты?

Итак, изначально фаворитом гонки был действующий президент Дуда, еще в начале апреля его электоральный рейтинг равнялся 65 пунктам. Формально победив на президентских выборах в 2015 году, Дуда приостановил членство в ПиС, но все в Польше прекрасно понимают, интересы какой именно политической силы защищает 48-летний глава республики. До президентства он представлял эту партию в сейме и Европейском парламенте, именно национал-консерваторы возвели его пять лет назад на президентский пост. Дуда остается достаточно авторитетным политиком. Рейтинг его доверия как президента все последние пять лет был высок. В начале мая опросы показывали, что популярность действующего президента варьируется в районе 50%, так что ему вполне по силам было победить уже в первом туре.

В начале кампании все указывало на то, что наиболее серьезным оппонентом Анджея Дуды станет кандидат от ГП и союзных ей по «Гражданской коалиции» сил 63-летняя Малгожата Кидава-Блоньская, занимающая пост вице-маршала (или заместителя председателя) сейма. В последние годы она проявила себя как деятельный политик, активный оппонент партии власти в парламенте. На прошлогодних парламентских выборах ГП и ее праволиберальные союзники набрали 27,4% голосов, что объективно делало правоцентристов ведущей оппозиционной силой в стране. Однако предшественники ПиС у власти, похоже, идут по нисходящей, даже если ГП и в фаворе у брюссельской бюрократии. Под предлогом пандемии коронавируса Кидава-Блоньская прекратила свою кампанию, настаивая на переносе выборов на 2021 год. В результате уровень поддержки кандидата от ключевой оппозиционной силы упал до 5 - 7%.

На этом фоне поднялись другие оппозиционные политики. В последние пару недель качественный спурт совершил лидер Польской народной (крестьянской) партии и парламентский лидер центристской и христианско-демократической Польской коалиции Владислав Косиняк-Камыш. Этот перспективный политик, начинавший с рейтинга 6%, к концу апреля мог рассчитывать на 17 пунктов (второе место). В своей платформе он поднимал тревожащие поляков проблемы здравоохранения. На социальной тематике сконцентрирована и программа лидера светской партии «Весна», кандидата от блока «Левые» Роберта Бедроня, заявляющего о том, что в Польше «миллионы людей становятся банкротами и теряют работу».

Но нужно признать: в современной Польше левые силы весьма слабы; уровень поддержки Бедроня составлял 6 - 8%. На схожий результат (6 - 7%) мог рассчитывать и кандидат с другого фланга польской политики - депутат парламента от правонационалистической «Конфедерации свободы и независимости» Кшиштоф Босак. Единственный действительно непартийный кандидат в президенты - писатель и журналист Шимон Холовня (он известен как международный борец за права детей) - стабильно пользуется поддержкой у 9 - 10% электората. Очевидно, что весь этот конгломерат политиков будет задействован и в новой избирательной кампании.

Удар по реноме Варшавы

В конце апреля политическая оппозиция усилила давление на правительство, чтобы перенести дату голосования. Если закон о «почтовом голосовании» прошел через сейм, то сенат 5 мая зарубил этот законопроект. Бывший лидер ГП и экс-председатель Европейского совета Дональд Туск (ныне он возглавляет самую влиятельную в ЕС транснациональную политическую силу - Европейскую народную партию) из Брюсселя открыто призвал соотечественников бойкотировать выборы, если дата голосования останется прежней. Это, конечно же, является сильным ударом по международному реноме Варшавы.

Блок «Левые» также требовал не проводить в мае президентские выборы. А 30 апреля девять бывших президентов и премьер-министров Польши в совместном заявлении призвали граждан не принимать участие в «почтовых выборах». В свою очередь ведущие европейские политические силы призывали польские власти отказаться от проведения «выборов без кампании».

Естественно, все это связано с ситуацией вокруг коронавируса. Он проник в Польшу в начале марта, и уже вскоре власти перешли к карантинным действиям. В стране были закрыты школы и университеты, отменены массовые мероприятия, регулирование коснулось и церковных церемоний. В конце марта было издано правительственное постановление о запрете выходить на улицу без важной причины. Понятно, что в подобной атмосфере никакая нормальная президентская кампания просто не могла осуществиться.

Резоны польской левой и правоцентристской оппозиции кажутся вполне адекватными. Но тут нужно отметить и то, что спокойные, уверенные действия исполнительной власти по противостоянию COVID-19 во многом сработали на нее. Вполне профессионально действуют польские медики, нет серьезного дефицита в средствах индивидуальной защиты. За время пандемии в стране было зафиксировано всего 16,5 тысячи случаев заболевания коронавирусом, более 800 человек в итоге скончались. Цифры неприятные, но, согласимся, они совершенно иного масштаба, чем в странах романской Европы.

Однако хитрость доведших дело до самого финала сенаторов сыграла свою роковую роль. Несмотря на то что уже 7 мая сейм преодолел вето верхней палаты парламента, государственная избирательная комиссия сообщила о технической невозможности провести голосование именно 10 мая. Теперь сейм с согласия верховного суда должен определить новую дату голосования. Вся эта история лишний раз показала, сколь нездорова сегодня «польская демократия». Как отметил лидер партии «Согласие» Ярослав Говин, «если бы выборы состоялись 10 мая, их бы оспаривали в течение пяти лет независимо от того, кто бы стал президентом»...

#Польша #выборы #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6679) от 15.05.2020 под заголовком «Президента изберут по почте. Но позже».


Комментарии