Президент США вернулся из ближневосточного вояжа с сомнительными успехами

В рамках завершившейся в минувшие выходные своей первой поездки на Ближний Восток глава Белого дома побывал в Израиле, Палестине и Саудовской Аравии. Посещение первых двух стран хотя и имело определенное значение, но никакой особой интриги собой не представляло. А вот визит в Эр-Рияд рассматривался многими аналитиками как попытка перезагрузки некогда близких и доверительных отношений, испорченных самим Джо Байденом, а также шанс убедить руководство саудитов существенно нарастить объем добываемой нефти, чтобы сбить ее цену на мировом рынке.

Президент США вернулся из ближневосточного вояжа с сомнительными успехами | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Американского президента его оппоненты в Штатах, прежде всего республиканцы, резко критиковали за намерение встретиться и провести переговоры с фактическим правителем Саудовской Аравии наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом, которого Байден обвинял и продолжает обвинять в причастности к убийству в 2018 году саудовского журналиста Джамаля Хашокджи. Такая встреча явно противоречила декларируемой США приверженности соблюдению прав человека.

Перед поездкой главе Белого дома даже пришлось объясняться с общественностью. В своей колонке для The Washington Post он дал понять, что готов немного поступиться принципами, поскольку договоренности с саудовским руководством — это ключ к решению многих проблем, в первую очередь возможность сгладить последствия энергетического кризиса и более успешно противостоять России и Китаю.

Протокольной службе администрации президента США пришлось немало попотеть над тем, чтобы общение Байдена с наследным принцем не выглядело как встреча двух добрых друзей и полная сдача Вашингтоном своих позиций. В то же время это общение не должно было производить впечатление встречи прокурора с обвиняемым. При этом, по замечанию агентства Bloomberg, инструментарий американской стороны, который позволил бы соз­дать соответствующее впечатление, был довольно ограничен. Так, президент США не подал принцу руку, а соприкоснулся с ним кулаками якобы из предосторожностей, связанных с пандемией. Но это явно контрастировало с рукопожатиями и даже объятиями при встрече главы Соединенных Штатов с руководителями Израиля, где Байден побывал накануне.

По мнению агентства, затейливое приветствие американского и саудовского лидеров подчеркивало сложность стоявшей перед президентом США задачи: попытаться снизить цены на нефть, избежав дружеских жестов по отношению к принцу. В зале, где проходила их встреча, все устроили так, чтобы обойти острые углы и не дать прессе даже малого шанса на критику. Оборудование для ведения прямых трансляций было запрещено, журналисты не могли использовать подвесные микрофоны, дабы ненароком не расслышать, что именно говорят друг другу американский президент и наследный принц.

По итогам переговоров Джо Байден вышел к прессе один и рассказал о нескольких достижениях в отношениях с Эр-Риядом. В их число он записал, в частнос­ти, решение, о котором было известно еще до встречи. А именно — что Саудовская Аравия согласилась открыть свое воздушное пространство для гражданских самолетов, включая израильские. Это решение королевства, как ранее сообщал американский новостной веб-сайт Axios, может стать шагом в направлении создания «интегрированной противоракетной и военно-морской обороны» в регионе с участием Соединенных Штатов, Израиля и нескольких арабских стран, включая Саудовскую Аравию. Направлена она будет, естественно, на защиту от Ирана.

Американской и саудовской сторонам удалось также согласовать углубление сотрудничества по прекращению огня в Йемене, тоже основанное на их антииранских позициях. Джо Байден похвастал и «несколькими новыми договоренностями, призванными улучшить положение двух стран на ближайшие десятилетия», — в частности, об укреплении взаимодействия в области климатических инициатив. Наконец президент США перешел к самому насущному для всего мира и американского избирателя вопросу — об энергетической безопасности. По заверению Байдена, взаимопонимание достигнуто, Эр-Рияд услышал обеспокоенность Соединенных Штатов и «дальнейшие шаги мы увидим в ближайшие недели».

Днем позже, когда проходила встреча глав государств Персидского залива, в которой глава Белого дома тоже принимал учас­тие, наследный принц сообщил, что максимальный уровень добычи, который его страна может себе позволить, — 13 млн баррелей в день. Некоторые эксперты восприняли это как заявление о серьезном наращивании добычи нефти в ближайшее время. Однако тут же выяснилось, что все не так однозначно. Как отметил S&P, ожидается, что в августе Эр-Рияд на встрече с ОПЕК+ может взять на себя обязательства производить около 11 млн баррелей в день. Цифра же 13 млн баррелей и раньше звучала из уст саудовских чиновников, но как целевой показатель на 2027 год.

Политолог Малек Дудаков считает, что Саудовская Аравия вежливо выслушала предложение Байдена и согласилась на символическое увеличение нефтедобычи, чтобы «американцы особо не возмущались». «В чем‑то стороны даже нашли общий язык, например, по вопросу создания против Ирана большой коалиции. Но Саудовская Аравия показала, что вопрос повышения добычи нефти интересует ее не так сильно, как США. Вполне возможно, что какое‑то наращивание добычи произойдет, но в целом позиция Эр-Рияда такова: топливный кризис на Западе — дело рук самого Запада, поэтому даже если Саудовская Аравия сможет больше выдавать нефти, то мощности НПЗ от этого не вырастут и топливный кризис не разрешится», — полагает эксперт.

То, что Белый дом пытается подать как успех, на самом деле свидетельствует о провале визита Байдена на Ближний Восток, считает заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Ни о каком значительном увеличении добычи нефти речи, по мнению эксперта, не идет. Эр-Рияд 16 июля заявлял, что может поднять производство до 13 млн баррелей в сутки, но только к 2027 году. Таким образом, никак не получится за­местить поставки из России. Фролов также напомнил, что визит президента обычно лишь закрепляет уже заключенные договоренности. При этом ранние переговоры США и Эр-Рияда по увеличению добычи нефти окончились неудачей, так что визит Байдена лишь подтвердил такой тренд.

Шансы на то, что Саудовская Аравия пойдет на поводу у США и нарушит ранние договореннос­ти по сокращению добычи нефти в рамках ОПЕК+, невелики, считает Фролов. «Такой шаг приведет к ценовой войне и обвалу цен. Подобный исход вовсе не выгоден саудовским властям, поэтому добыча нефти может быть увеличена только за счет каких‑то особых рычагов давления США на Эр-Рияд», — добавляет аналитик.


#США #Байден #Америка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7216) от 22.07.2022 под заголовком «Перезагрузка не удалась».


Комментарии