Прелесть наваждения. Как завершился кинофестиваль в Каннах

Кинофестиваль в Каннах завершен. «Глубина наваждения» – так называется джаз-группа звукорежиссера из фильма Апичатпонга Вирасетакула «Память», его просят синтезировать звук загадочных ударов, которые доносятся из снов. Это название отсылает нас к состоянию и каннских зрителей, и жюри под руководством Спайка Ли.

Прелесть наваждения. Как завершился кинофестиваль в Каннах | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Клоунада, которую члены жюри устроили на церемонии закрытия, уже разошлась по медийным страницам: Спайк Ли (презентирующий себя тут, на Круазетт, как лукавый домовой) не понял скудноватый английский язык ведущей и в ответ на ее просьбу начать объявление призов сразу пробормотал название фильма, которому выпала «Золотая пальмовая ветвь». Конфуз быстро зашикали –  остался незамеченным. Но и дальше решения жюри поначалу казались чем-то из разряда фантасмагории. Но потом логика начала брать свое.

Главная награда «Золотая пальмовая ветвь» отдана французскому бурлескно-кровавому хоррору-трагедии «Титан» Жюли Дюкарно. В нем девушка, выжившая в детстве в автокатастрофе (благодаря тому, что в голову ей встроили титановую панель), занимается любовью с автомобилем (привет режиссерам Кроненбергу, Верхувену и Спилбергу с их технократическими мелодрамами). Она оказывается от него беременной (и вместо молока грудь ее источает машинное масло) –  вот это поистине оригинальный ход. Прячась от преследования (девушка еще и серийная убийца), притворяется вернувшимся из небытия похищенным мальчишкой –  у нее совершенно андрогинная внешность, как у сосредоточенного ангела на средневековых полотнах. Несчастный отец, потерявший того мальчишку десять лет назад, признает в шалой девице повзрослевшего сына... И далее мракобесная история набирает обороты –  вплоть до своеобразного диалога с Создателем о теле живом и механическом. Феноменальна в картине совершенная непредсказуемость сюжетных виньеток. Англоязычные газеты в пику французским назвали все это дело вторичным и амбициозным макабром.

Но любопытно следующее: Каннскому фестивалю пора создавать обойму новых режиссерских имен и превращать их в современных классиков. Ибо гении 1960 –  1970-х покидают нас, 1980-х –  не снимают или погрузились в философский транс. Фокус с Тарантино и его «Криминальным чтивом» состоялся более четверти века назад. Социальное беспокойство братьев Дарденн не привело, как хотелось бы, к оздоровлению общества. Нужны новые герои –  в новом напуганном мире. И вот –  Жюли Дюкарно. Получив «Пальму», она оторопела, зарыдала, вместо родного французского заговорила на сцене по-английски, потом за это стала извиняться перед родителями: «...они же смотрят сейчас телевизор и ничего не понимают!»...

Еще один эпизод замешательства на сцене произошел, когда молодой финский режиссер Юхо Куосманен с фильмом «Купе номер шесть» разделил «Гран-при» с «Героем» известного иранца Архада Фархади.

Веселый финн снял милое и тонкое дорожное киноприключение об археологе скандинавке Лауре и русском временно трезвом мечтателе о бизнесе Лехе. Путешествие по мотивам Чехова, по кадрам Алексея Балабанова, по анекдотам на тему рационального Запада и таинственной отечественной души –  и скитания эти нежные и добрые. Традиционной в таких случаях мелодрамой не очень пахнет, ибо гендерные и жизненные устремления героев ведут каждого в свои дали. В производстве фильма участвовала и Россия.

Фархади снял как раз традиционную для себя психологическую сказку, в которой царят хаос реальности и орнаментальность внутренних плутовских ходов –  долги, сокровища, соцсети, моральные уловки. Режиссура мастерская, хотя стиль понятен как явление. На сцене дело было так: финский автор зарумянился от смущения –  он делит награду с современным классиком, которому преклоняется! –  и предложил отдать ему «свою половину» «Серебряной ветви».

Лучшим режиссером назвали Лео Каракса –  «Аннет». И в этом есть что-то успокаивающее и примиряющее –  все тут хотят любить элегичное бунтарство Каракса; в нем истинная национальная прелесть. Но любопытно и то, что в «Аннет» есть параллели с победившим «Титаном». В обоих фильмах речь идет о превращениях человеческой плоти в другой материал (дерево или металл) –  и наоборот, и о соответственных трансформациях души. Поэт Тихонов между 1919 и 1922 годом написал часто потом цитируемые строки «Гвозди бы делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей». Вот через сто лет оказался разговор противоположный –  людей из гвоздей...

Приз жюри разделила «Память» таиландца Апичатпонга Вирасетакула и «Колено Ахед» израильтянина Надава Лапида. «Память» закономерно назвали самым недостижимо таинственным киноповествованием фестиваля, «Маркесом среди обычных рассказчиков». Тильда Свинтон, сыгравшая главную роль в этом мираже о снах, которые проникают в современный мир через ритуальное отверстие в черепе подростка в возрасте пяти тысяч лет и исчезают вместе с летательным аппаратом, отпочковавшимся от кактуса в джунглях... Так вот, Свинтон оказывается антенной (серьезно!). Антенной, соединяющей воспоминания Вселенной.

Выглядит несерьезным –  и даже можно задуматься, не зависть ли тому причина –  то, что никакая награда не вручена блистательному во всех смыслах «Французскому вестнику» Уэса Андерсона. Виртуозное визуальное и словесное трюкачество –  экранизация последнего выпуска вымышленного журнала, который издается в вымышленном франкоязычном американском городе в 60-е годы прошлого века. Пародия на культовый журнал «Нью-Йоркер», парафраз к повести «Последний номер» Умберто Эко –  и дань всем писакам, которые трудились, печатая на пишущих машинках, сидя в своих уютных редакциях по всему свету. Фикус на подоконнике, пластиковый телефонный аппарат, бумажная пыль, чашки кофе, пепельницы, редактор-зануда –  ушедшая натура. Некоторые злопыхатели называли фильм «эстетическим шулерством» –  не верьте им.

Главную награду во второй по значимости программе «Особый взгляд» получила картина «Разжимая кулаки» российского режиссера Киры Коваленко, выпускницы мастерской Александра Сокурова в Нальчике. Маленький городок в Северной Осетии, отцовская опека, семейное давление, неистовое желание спуститься с гор в город и заставить свою жизнь принадлежать себе. Великолепная актерская работа дебютантки Миланы Огузаровой. Продюсер Александр Роднянский снова попал в точку.

А оператор картины Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» Владислав Опельянц совершенно заслуженно получил награду за визуальный артистизм от Высшей технической комиссии Франции. Эта ассоциация была создана в 1944 году и ныне занимается продвижением высоких технологий в киносъемках. А также ассоциация долгие годы знаменита на набережной Круазетт тем, что устраивает лучшие коктейльные приемы для участников фестиваля –  заметим, со свободным входом.

#кинофестиваль #Канны #инцидент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (6968) от 19.07.2021 под заголовком «Прелесть наваждения».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.