Предугадать невозможно. Журналисты из разных стран рассказали о своих творческих проектах

«Как важно собираться в такое непростое время» — эта фраза звучала из уст многих участников международного форума молодых журналистов «Диалог культур», состоявшегося в нашем городе. Он собрал около трехсот человек из одиннадцати государств Евразии, в том числе из Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Киргизии. И, конечно же, из России. Приехали сотрудники СМИ, независимые журналисты, фотографы, режиссеры, блогеры, редакторы интернет-порталов… Как выяснилось, большинство из них впервые оказались в Петербурге, да и вообще в России. Мы поговорили с некоторыми участниками об их планах и проектах.

Предугадать невозможно. Журналисты из разных стран рассказали о своих творческих проектах | ФОТО Markus Winkler on Unsplash

ФОТО Markus Winkler on Unsplash

Абхазский репортер_С.jpg
Александр КОЧИЕВ, Южная Осетия, оператор государственного телевидения Южной Осетии:

— Наш проект «Путешествие по миру» посвящен любимому родному краю. Это цикл документальных фильмов, над которым мы работаем уже одиннадцать лет. Придумал его журналист и биолог Владимир Николаевич Габаев. Сейчас ему 84 года, но мы все зовем его просто: «дядя Вова». Когда‑то он сам работал на нашем телевидении, начинал этот проект, сейчас он готовит материалы, редактирует, а мы снимаем.

Наши фильмы — главным образом о людях, природе, животном мире. Словом, обо всем, что связано с Южной Осетией. Особенно запомнилось, как мы снимали репортажи про выступления ­осетинского театра во Владикавказе. Было очень приятно общаться с актерами «старой школы».

Планов и задумок по нашему региону еще много, но я с удовольствием бы поехал и за его пределы, опыта зарубежных проектов у меня еще не было. А вообще я киноман, мечтаю по­участвовать в каком‑нибудь художественном фильме в качест­ве оператора.

Невская_С.jpg

Юлия НЕВСКАЯ, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Москва:

— В центре моего цикла фотографий — сообщество людей, никак не связанных ни кровным родством, ни общим хозяйством, ни религиозными взглядами. Их объединяет исключительно тяга к культуре Русского Севера. Воодушевленные ею, более десяти лет назад группа реставраторов деревянного зодчества и волонтеры создали рядом с Моск­вой в селе Воздвиженское уникальный островок Русского Севера.

Началось все с курной избы XIX века из Архангельской области. Если бы ее не привезли, то в ближайшую зиму ее бы распилили на дрова. Затем рядом появились дома, возведенные по старинной технологии…

Почему меня заинтересовала эта история? Наверное, потому, что я очень люблю Русский Север, хотя я родом вовсе не оттуда: родилась в Подмосковье, работаю в Москве. Я считаю, что важно показывать созидательные примеры национальной культуры. А еще мне очень близка идея Дмитрия Александровича Соколова, реставратора деревянного зодчества, который создал этот «музей живой архаики», как он его называет: взять все лучшее, что было в прошлом, сохранить в себе и передать дальше.

Здесь, в Воздвиженском, совсем рядом с Москвой, люди могут не только почувствовать атмосферу Русского Севера, но и обучиться ремеслам. Отсюда профессиональные коллективы мастеров-волонтеров отправляются заниматься реставра­цией памятников непосредственно на Русском Севере…

Возможно, то, что они делают, — всего лишь утопия и никакой надежды сохранить память уже нет. Но пока в утопию верят, она имеет право на существование. И мне очень хочется, чтобы эта вера жила как можно дольше.

Умикашвили Владимир_С.jpg

Владимир УМИКАШВИЛИ, сотрудник информационного агентства Sputnik Грузия:

— Один из самых интересных репортажей, которых мне довелось снимать, посвящен русским людям с юго-запада Грузии, из Джавахетии. Они называют себя духоборами. Это около сорока семей, живущих в трех расположенных рядом деревнях — Орловке, Гореловке и Спасовке.

Собеседниками они оказались весьма необычными, но нам было очень интересно ознакомиться с их культурой и бытом. Разного возраста, но в основном пожилые. Грузинским языком они не владеют, только их дети и внуки более-менее понимают по‑грузински. Ассимилироваться они не хотят, для них принципиально сохранять свою «особость».

Даже внешне отличаются: не признают «мирскую» одежду, носят традиционные наряды, сшитые вручную из самотканых материалов. Но при этом духоборы вовсе не замкнутые, они очень открытые, приветливые, доброжелательные.

Да, можно сказать, что община духоборов — это уходящая натура. Недаром фильм, который мы сняли, называется «Последние из духоборов».

Борисенко Павел_С.jpg

Павел БОРИСЕНКО, фотограф, Белоруссия:

— Занимаюсь художественной фотографией, мой конек — городские сценки. Я запечатлел их в Минске, где сам живу, а также в моем родном городе Горки Могилевской области и Слуцке, где живут мои родственники. Мне интересны взаимоотношения человека и окружающей среды.

Я свободный художник и этим пытаюсь зарабатывать на жизнь. Мечтаю заниматься своим творчеством не только в Белоруссии… По образованию я учитель изобразительного искусства, окончил Горецкий педагогический колледж. Но в школе не работал, поскольку понял, что педагогика — все‑таки не мое. Мне интересно реализовывать себя в качестве уличного фотохудожника.

Сегодня этот жанр принято называть стрит-фотографией. Ее искусству нигде не обучают, можно только «подсматривать» что‑то в творчестве других фотографов и перенимать их приемы.

Разумеется, перед тем как сделать снимок, я не спрашиваю у людей разрешения, хотят ли они оказаться в объективе моей фотокамеры. Если буду тратить на это время, момент будет упущен и снимок просто не получится. Обычно попавшие в кадр просто улыбаются в ответ. Хотя бывает и иначе: иногда думают, что я из какой‑нибудь проверяющей службы.

Однажды я снимал пожилого мужчину, который со своей старенькой машины продавал урожай, выращенный на огороде. Он стал возмущаться: мол, не разрешал себя фотографировать! Но я сделал комплимент, что он замечательно следит за своим автомобилем, и мы расстались друзьями.

В Петербурге я впервые. Попробовал и здесь поснимать городские сценки. И сразу же почувствовал разницу. Честно говоря, мне не хватило ярких красок. На мой взгляд, Минск — более яркий город, многие здания в нем окрашены в более сочные тона. Хотя, может быть, просто с погодой не повезло? Низкое серое небо, моросил дождь…


#форум #журналисты #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7289) от 02.11.2022 под заголовком «Предугадать невозможно».


Комментарии