Правоцентристы консолидируют власть. В Румынии прошли парламентские выборы

6 декабря в Румынии прошли парламентские выборы. Их итоги показывают, что большинство мест в обеих палатах национального законодательного органа страны получают правоцентристские силы.

Правоцентристы консолидируют власть. В Румынии прошли парламентские выборы | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Курс на инвестиции

Несмотря на то что 19-миллионная Румыния считается одним из самых бедных государств внутри Европейского союза, как раз эти 14 лет нахождения в ЕС способствовали заметному экономическому подъему балканской страны. Так, если на момент вхождения в союз валовый внутренний продукт на человека в Румынии составлял 39% от среднеевропейского показателя, то сейчас данный индикатор поднялся до отметки 69%.

В 2015 – 2019 годах, когда в исполнительной власти страны главную роль играла Социал-демократическая партии (СДП), приоритетным было стимулирование общественного потребления, заметно увеличился рост заработной платы. Заместитель председателя СДП Адриана Дойна-Панэ утверждает, что «за время пребывания социал-демократов у власти зарплата в целом по государству выросла в два раза». Кроме того, госбюджет при левоцентристах получил серьезное пополнение за счет введения 10-процентного налога на прибыль. Последние годы в Румынии фиксировался стабильный экономический рост: в 2018 и 2019 гг. он составлял 4% ВВП. Даже если в этом году из-за пандемии Румынию, согласно оценке Еврокомиссии, по итогам года ожидает рецессия, эксперты утверждают, что уже в 2021-м ВВП может снова вырасти на 4,5%.

В конце прошлого года в силу парламентских интриг левоцентристская коалиция потеряла власть и к присяге был приведен кабинет меньшинства от Национал-либеральной партии (НЛП), лидер которой Людовик Орбан занял пост премьер-министра. Соответственно, изменились и социально-экономические приоритеты исполнительной власти.

Амбициозная правительственная стратегия, рассчитанная на 2020 – 2030 гг., предполагает выделение до ста миллиардов евро инвестиций на так называемые общественные инновации. Они должны пойти на развитие транспортной инфраструктуры, здравоохранение, образование, энергетику, развитие предприятий, в ресурсы создаваемых национального банка развития и фонда общественных инвестиций. Приоритетным для правоцентристов считается и сокращение общественного долга, составляющего сейчас 83 млрд евро.

В текущем же году действующему правительству пришлось заметно поработать над изысканием дополнительных средств на ковидные расходы. Хотя ситуация с пандемией в Румынии далеко не критичная, ограничительные меры весной и осенью не могли не привести к проблемам для национальной экономики, в связи с чем в срочном порядке пришлось финансировать «техническую безработицу», помогать малым и средним предприятиям, а также людям старше 50 лет, потерявшим занятость.

Пришли к стабильности?

Результат прошедших выборов, при всей их неоднозначности, открывает период относительной стабильности. Дело в том, что на протяжении большей части уходящего десятилетия исполнительная власть Румынии функционировала в режиме политического сосуществования: президентами являлись представители правого центра, а ведущая роль в парламентском большинстве и в правительствах принадлежала социал-демократам.

Для многих западноевропейских стран подобная конструкция вполне нормальна, но для Румынии, где имеет место «полупрезидентский режим» (избираемый всенародно президент – глава исполнительной власти, но правительство формируется в соответствии с раскладом сил в парламенте), такое сосуществование привело к реальному противостоянию в верхах. Ориентированные на действующего президента Клауса Йоханниса, избранного на свой пост в первую очередь силами НЛП, правоцентристы использовали любую возможность, чтобы затормозить или не допустить принятие различных законопроектов, инициированных левоцентристским кабинетом. Оппозиция активно поддерживала судебные инстанции, которые в своей антикоррупционной борьбе били прежде всего по кадрам СДП.

В свою очередь социал-демократы затеяли войну против национального антикоррупционного управления, на защиту которого встал не только президент Йоханнис, но и – предсказуемо – институты Евросоюза. В общем, в этой войне СДП, скорее, проиграла. Да, ей удалось отстранить своего врага, главу этого управления Лауру Ковеши. Однако в прошлом году к 3,5 года заключения был приговорен председатель СДП и спикер палаты депутатов Ливиу Драгня, обвиненный в злоупотреблении служебным положением. «Отыгрались» противники левых и над 90-летним экс-президентом страны Ионом Илиеску. Против почетного председателя СДП недавно завели дело в связи с тем, что во время событий декабря 1989 года, когда была свергнута диктатура Николае Чаушеску, Илиеску как глава Фронта национального спасения распространял недостоверную информацию, из-за чего уже после расстрела четы Чаушеску продолжали гибнуть мирные румыны...

В конечном итоге, воспользовавшись центробежными процессами внутри левоцентристской коалиции, год назад национал-либералам удалось создать свое собственное правительство во главе с Людовиком Орбаном. Однако речь идет о правительстве меньшинства, ибо и в палате депутатов, и в сенате у НЛП до декабрьских выборов имелась лишь пятая часть мандатов. Кабинет Орбана весь прошедший год вынужден был исхитряться, увещевая парламентариев принимать правительственные законы, – мощная социал-демократическая оппозиция до сегодняшнего дня контролировала сенат и имела 40% мест в палате депутатов. После декабрьских выборов положение правоцентристов станет явно устойчивее.

Внешнеполитический консенсус

Если внутриполитическая повестка дня, как видим, является в Румынии объектом серьезных межпартийных противоречий, то, как и в большинстве других стран Восточной Европы, внешняя политика в целом свидетельствует о наличии широкого консенсуса между основными политическими игроками. Например, в том, что касается евроатлантического выбора.

Практически все сколь-нибудь влиятельные в стране силы поддерживают участие Румынии в ЕС. Европейскими приоритетами действующей власти являются присоединение Румынии к шенгенскому соглашению, сохранение и поддержка общей сельскохозяйственной политики (через которую финансируется значительное число крестьянских хозяйств), расширение ЕС за счет стран Восточного партнерства, подготовка к переходу на единую евровалюту, который может состояться к 2024 году, достижение «угольной нейтральности» к 2050 году. Одновременно внимание уделяется и реализации общей политики безопасности и обороны.

Как лево-, так и правоцентристы в Румынии не подвергают сомнению атлантический вектор внешней политики. Бухарест весьма активно участвует в натовских операциях (считается, что Румыния находится среди европейских стран на втором месте по предоставлению военнослужащих для участия в таких миссиях). На территории этой страны сосредоточено командование многонациональной юго-восточной дивизии НАТО, в Крайове находится бригада Североатлантического альянса, также в Румынии американцы развернули системы противоракетной обороны. Наконец, Румыния одной из первых в Европе вышла на рубеж требования Дональда Трампа о необходимости тратить на оборонные нужды не менее 2% ВВП страны.

Естественно, все эти действия вряд ли могут помочь в улучшении румыно-российских взаимоотношений, политическое измерение которых, мягко сказать, весьма далеко от идеала... Собственно, и при левоцентристском правительстве, и на нынешнем этапе Румыния проводила свою политику на «российском направлении» прежде всего через призму евроатлантических обязательств и интересов Соединенных Штатов. Но если в СДП все-таки раздавались трезвые голоса о необходимости поиска равноправного диалога с Москвой, то теперь ситуация стала еще более печальной. Людовик Орбан, как и глава государства, постоянно заявляет о том, что в обострении ситуации в зоне Черного моря виновна Россия, что требует в свою очередь усиления кооперации Румынии с ее партнерами по НАТО и ЕС.

Бухарест активно поддерживает евроатлантические устремления Украины, хотя при этом румынский капитал не очень пока стремится на «площадку» восточного соседа. Клаус Йоханнис расценил итоги недавних президентских выборов в Молдавии как «фактическое голосование в пользу необратимости демократического развития Молдавии, которое Румыния постоянно и безоговорочно поддерживает». Победа на президентских выборах Майи Санду породила волну оптимизма в Румынии у тех «унионистских» сил, которые мечтают о присоединении Молдавии.

Появилась третья сила

Противоречивость итогов голосования 6 декабря, в частности, проявилась в том, что СДП сохраняет статус самой влиятельной партии в стране. При очень небольшой из-за новой волны пандемии явке избирателей (менее трети), социал-демократы на выборах в обе палаты парламента сохранили первое место. Конечно, шлейф «партии коррупционеров» свою роль сыграл, и с 45,7% поддержки СДП снизила свой показатель до 30 пунктов, сохранив тем не менее первое место. Социал-демократы по-прежнему популярны в небольших населенных пунктах в румынской провинции и среди людей в возрасте. Нынешний председатель СДП Марсель Чолаку считает успешным результат своей партии.

Однако итоги выборов говорят и о другом: благодаря увеличению числа голосов, поданных за оппонентов социал-демократии, в парламенте теперь будет сформировано новое, правоцентристское, большинство. Результат НЛП (четверть голосов), по мнению известного румынского политолога профессора Бухарестского университета Раду Карпа, «нормальный, по причине санитарного кризиса. Правительство не приняло ни сильных мер, ни мер в пользу индивидуальной свободы и преуспело в том, чтобы надоесть значимым сегментам населения» в проводимой кабинетом антиковидной политике. В то же время при формировании нового кабинета НЛП, очевидно, будет играть решающую роль, а опытный политик Орбан должен сохранить должность премьер-министра.

Но если в последние годы румынская партийно-политическая система носила преимущественно двухполюсный характер (при широкой многопартийности основная конкуренция за власть велась прежде всего по линии СДП – НЛП), нынешние выборы способствовали укреплению третьей политической силы – центристского альянса Союза за спасение Румынии (ССР) – ПЛЮС (аббревиатура союзника ССР – Партии свободы, единства и солидарности). Этот альянс во главе с лидером ССР 45-летним Даном Барной заметно поднялся за счет антикоррупционной риторики и жесткой критики прежнего правительства. На местных выборах в этом году центристы добились серьезных успехов, одержав победы в Бухаресте, Тимишоаре, Брашове. На сей раз за список ССР – ПЛЮС отдали голоса около 15% избирателей. Очевидно, что при формировании нового правительства либеральный альянс получит должное место в исполнительной власти. А с учетом голосов правоцентристского Демократического союза венгров Румынии (6%) и других депутатов из нацменьшинств правоцентристы обретают, таким образом, контроль над парламентом.

По мнению профессора Карпа, главным сюрпризом декабрьских выборов является достойный результат (9%), позволивший пройти в парламент Альянсу за единство румын (АЕР). Политолог отмечает: «Это новая партия, очень динамичная, очень мобилизованная, присутствующая на территории». Отстаивая ценности христианства, семьи, румынского национализма и отвергая планы федерализации Европы, АЕР будет играть в новоизбранном парламенте роль правой оппозиции, полагает Раду Карп.

#Румыния #выборы #парламент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (6830) от 18.12.2020 под заголовком «Правоцентристы консолидируют власть».


Комментарии