«Право как искусство» обсуждают юристы со всего мира в Петербурге

Чопорная красавица с эрмитажного портрета итальянского художника Лоренцо Коста, неожиданно получившая повязку Фемиды на глаза, - таким стал в этом году символ IX Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ). Истолковать сие можно было бы как реверанс Государственному Эрмитажу, уже в восьмой раз (первый форум проходил в Михайловском замке) предоставляющему для этого масштабного мероприятия площадку Главного штаба. Но смысл дизайнерской задумки был глубже. До сих пор юристы обсуждали «проблемы века» - биткоины, блокчейны, цифровые технологии и прочие прелести. И вдруг будто споткнулись: а где человек-то? Ведь право-то придумано для него! Не заигрались ли мы в технологические «прибамбасы»? И сформулировали тему нынешнего форума, прямо скажем, весьма провокационно: «Право как искусство».

«Право как искусство» обсуждают юристы со всего мира в Петербурге | Изображение Sang Hyun Cho с сайта Pixabay

Изображение Sang Hyun Cho с сайта Pixabay

Главной интригой первого дня стало вручение «юридического «Оскара» - премии ПМЮФ в области частного права. Жюри из лучших юристов мира выбрало 6 номинантов - авторов недавно вышедших юридических трудов. Фамилия победителя до последней минуты держалась в строжайшем секрете. Хотя автор этих строк, сопоставив список номинантов с девизом форума, вычислил ее без труда. Конечно же, под концепцию более всего подпадал профессор Оксфордского университета Джеремайс Прассль с его работой «Люди как услуга».

Человек, раздавленный современной технологической революцией, ставший винтиком в гигантской машине выкачивания денег, потерявший свое лицо и насквозь «просвеченный» всезнающими компьютерами, - это ли не тема дня! И Прассль, как Дон Кихот, бросается ему на помощь - ты не один, друг! Право тебе поможет! Оно еще есть, верь, есть!

Гуманитарный посыл прозвучал уже на самой ранней дискуссионной площадке, где обсуждалась тема «Чему не учат в юридическом вузе?». Собравшиеся там представители лучших правовых школ страны сошлись во мнении: их студенты все больше становятся «технологами от права». Из обучения уходит этическое начало, молодые юристы теряют способность к эмпатии, за гаджетами перестают видеть человека. Левое полушарие мозга (аналитика) преобладает над правым (творчество, эмоции).

А право-то вообще - точная наука или гуманитарная? Выступивший на пленарном заседании российский премьер Дмитрий Медведев признался, что это «не совсем наука, что-то сродни искусству». Его оппонент австрийский дизайнер, один из основоположников деконструктивизма Вольф Прикс, однако, посчитал, что сравнение явно хромает: право держит человека в рамках, а искусство живет тем, что эти рамки постоянно ломает. Премьер попытался найти компромисс.

- То, что право должно выходить за границы, которые человечество для себя обозначило многие годы, а иногда и века назад, - несомненно, но при этом сохраняя необходимые традиции и преемственность, - сказал он.

Времени договариваться о терминах, однако, не было. Премьер, отойдя от темы искусства, бегло прошелся по самым актуальным проблемам современного права: финансовые технологии, смарт-контракты, блокчейн, большие данные, проблемы искусственного интеллекта. Обо всем этом лучшие юридические умы планеты будут дискутировать еще два дня. Искусство волей-неволей отойдет на второй план. Поиграли в метафору - и хватит. Жизнь продолжается.

Читайте также про книгу о юристах в сложных обстоятельствах.

#юристы #пмюф #Юридический форум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (6439) от 16.05.2019 под заголовком «Право левого полушария».


Комментарии