Право на пространство. Павел Игнатьев – о программе паблик-арта в Альметьевске

Петербургский Институт исследования стрит-арта проводит серию онлайн-дискуссий, посвященных искусству в общественных пространствах российских городов. Недавний «круглый стол» назывался «Сказки о золотых яблоках» и был посвящен одноименной пятилетней программе паблик-арта в городе нефтяников Альметьевске. Она реализуется художниками из разных стран, которых приглашает институт. Одним из первых стал Павел ИГНАТЬЕВ, известный петербургский скульптор. После прямого эфира он ответил на вопросы нашей газеты.

Право на пространство. Павел Игнатьев – о программе паблик-арта в Альметьевске | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

- Что вы создали для Альметьевска?

- Уличный объект «В удивительном лесу», посвященный татарскому поэту Габдулле Тукаю. Кстати, недавно в день его рождения на скульптуру надели «антивирусную» маску...

- Горожане признали вашу работу?

- Наверное, и я этим очень дорожу.

- Кроме художников над программой паблик-арта в Альметьевске работали антропологи, социологи, фольклористы...

- Они сделали интересный отчет о жизни современного города, которому всего 66 лет. И о том, как в ней отражается взаимодействие древних культур на пространстве между Волгой и Уралом.

Но я был одним из первых художников в программе «Сказки о золотых яблоках». Материалы для отчета собирались параллельно с моей проектной деятельностью. Поэтому мы с кураторами и архитектором Андреем Вороновым много ходили пешком, разговаривали с людьми на рынке строительных товаров, в магазинах... Позже наши исследователи выяснили, что в Альметьевске одна из самых больших в стране протяженность велодорожек. И возникает напряжение между велосипедистами и пешеходами. У Тукая есть стихи про повседневность, например, как после дождя на улицу выехали велосипедисты. Поэтому мы придумали изобразить поэта едущим на велосипеде...

- Развитие общественных пространств - модная в Петербурге тема. По-вашему, этим пространствам нужен паблик-арт?

- Безусловно. Удачный опыт уже есть. Эрмитаж показывает серию выставок одной скульптуры в Большом дворе Зимнего дворца. ЦВЗ «Манеж» демонстрирует объекты на площадке у своего западного фасада... Публика получает опыт взаимодействия с художественным произведением, которое не является объектом для обязательного «поклонения».

- Но это ведь все музейные территории?

- Согласен. Если коротко, то на сегодня (итоги подводить еще рано) для меня альметьевский опыт сводится к следующему.

Требуется целенаправленная работа с локальными сообществами людей, живущих в городе - в исторических кварталах, в социалистическом Ленинграде, в новостройках, где все создается с чистого листа. Практика показывает, что с ходу общение не получается. Но только в диалогах можно получить ответы на три главных, на мой взгляд, вопроса...

- Назовите их.

- Почему мы сопротивляемся, когда на грязных стенах наших домов рисуют яркие муралы? Почему, если нам нравится уличная скульптура, мы хотим ее украсть? Почему мы говорим о необходимости общественных пространств, но при этом нас злит, когда вся эта общественность приходит на это пространство и заявляет о своих правах?

Безусловно, научные, логические инструменты исследования помогут искать ответы на эти вопросы. Но только художники умеют из противоречивой действительности создавать объекты, предметы, символы, которые подсказывают публике: «Вот какими мы бы хотели быть».

#стрит-арт #уличные художники #пространство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 087 (6685) от 25.05.2020 под заголовком «Право на пространство».


Комментарии