Правительство РФ обновит систему формирования тарифов в 2022 году

Новый год встречаем... не новыми тарифами ЖКС (хватит с нас и повышения транспортных), а объявлением нового подхода к их формированию. Наверняка совсем скоро (возможно, уже в июле) горожане увидят результаты этих перемен.

Правительство РФ обновит систему формирования тарифов в 2022 году | ФОТО Ксении ЯКУБОВСКОЙ

ФОТО Ксении ЯКУБОВСКОЙ

Пару дней назад вышло постановление правительства, дающее право комитету по тарифам Петербурга (в законах подобные структуры именуются региональными регуляторами) устанавливать разные тарифы на электроэнергию в зависимости от объемов потребления. Правительство тем самым вернулось к идее социальной нормы. Хотя самого этого словосочетания в постановлении нет, но такой подход подразумевается.

Регионам дано право определять лимит кВт-ч, за которые население будет платить тарифный минимум. За количество электроэнергии, потребленной сверх лимита, станут взимать повышенный тариф.

Официальная причина такого решения экзотична для подавляющего большинства российского населения: якобы в жилых помещениях (больше всего в частном секторе) развелось слишком много «ферм для майнинга криптовалют» (майнинг – производство, крипто – тайна, валюта – слово известное). Попросту говоря, в жилых помещениях устанавливают мощное компьютерное оборудование, способное обрабатывать бешеное количество информации о движении биткоина, альткоина или токена (названия криптовалют). Такая техника потребляет электроэнергии больше, нежели способно бытовое оборудование.

Нет-нет. Речь не идет о воровстве электроэнергии. Просто за каждую операцию владельцы таких «ферм» получают деньги. То есть они используют бытовую энергию в целях извлечение прибыли. Такова официальная логика, требующая, по мнению федеральной власти, установления соцнормы.

«Дано право» – конечно, не означает приказ действовать так и никак иначе. К тому же правительственное постановление не разжевывает, как именно надлежит определять соцнорму и по каким принципам рассчитывать повышенный коэффициент. А, как показала практика, в таких случаях регионы предпочитают дождаться точных установок. Ну чтобы лишний раз не сталкиваться с прокуратурой, которая вдруг может выявить, что регион допустил самовольство, поставил региональное законодательство выше федерального. Это обстоятельство, вероятно, может оттянуть введение новых энергетических правил.

Вторая реальность, с которой придется столкнуться населению: Федеральная антимонопольная служба разработала, а первый зам. председателя правительства РФ Андрей Белоусов утвердил концепцию долгосрочного тарифного регулирования. В документе, разумеется, много слов о ветхости сетей и недостаточности денег на реконструкцию, о необходимости повышать тарифы и бюджетные вливания. А из рационального и внятного: установка на одновременное и одинаковое повышение тарифов на водоснабжение (а следовательно, и на водоотведение) и на теплоснабжение. Если тарифы на воду будут повышаться на 2 процента, то и на тепло – на 2 процента.

Как именно эти положения будут применены в Петербурге, сказать пока трудно. Есть как минимум два обстоятельства, которые могут стать преградой.

Во-первых, особой гордостью городского правительства второй год является то, что тарифы на воду для «Водоканала» повышаются медленнее, чем это было установлено в долгосрочной перспективе. Такое-де стало возможным, потому что предприятие нашло внутренние резервы. Учитывая общую концепцию, от этого достижения, похоже, придется отказаться.

Во-вторых, один из источников электроэнергии для города – ТГК-1. Тепловая энергия для нее – попутно произведенный товар. Грубо говоря – отходы производства, себестоимость которых гораздо меньше, нежели тепла, производимого простыми котельными. Между тем тарифы на тепло для населения едины вне зависимости от его себестоимости. Концепция практически не учитывает это.

Также некоторые регионы высказались за переход на двуставочный тариф за тепло. В частности, Нижний Новгород выступил инициатором перехода на соцнорму и по теплу. Однако против этого активно (и агрессивно) выступили сами тепловые компании. Зато они вместе с Минстроем и Минфином настаивают на безусловном включении в тариф так называемой инвестиционной составляющей. То есть денег, которые должны пойти прямиком на реконструкцию сетей и теплоисточников. Кроме того, они настаивают (и настоят!) на разбивке тарифа на стоимость самого ресурса и его транспортировки. В любом случае все эти перемены наверняка приведут к повышению тарифов. Но не в январе. С чем и стоит поздравить граждан!


#тарифы #правительство #постановление

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (7080) от 27.12.2021 под заголовком «Переходим на лимит?».


Комментарии