Поступить и отсеяться. Четверть будущих педагогов не заканчивают обучение

В 2024/25 учебном году педагогические направления заняли второе место по популярности у абитуриентов. При этом каждый четвертый студент педагогической специальности не заканчивает обучение. Первое утверждение принадлежит министру просвещения РФ Сергею Кравцову. Второе — министру труда и соцразвития РФ Антону Котякову.

Поступить и отсеяться. Четверть будущих педагогов не заканчивают обучение | Photo by 1ndex on Unsplash

Photo by 1ndex on Unsplash

Министр Котяков выступал на заседании Совета законодателей Российской Федерации, Кравцов — на всероссийском совещании региональных министров образования в центре «Корсунь». Вряд ли утверждения министров противоречат друг другу — скорее, подсвечивают разные стороны процесса.

Итак, по словам Антона Котякова, преподавателями работают менее 42 % от общего количества обучавшихся. По данным Сергея Кравцова, из общего числа прошлогодних выпускников педвузов на начало 2025 года были трудоустроены 46,7 %, и это выше аналогичных показателей выпусков за 2021 – 2023 годы.

Как говорит министр просвещения, в приемную кампанию 2025 года на педагогические направления по всей России выделено более 75 тысяч контрольных цифр приема, то есть бесплатных мест. Половина приходится на педвузы, подведомственные Минпросвещения. При этом министр труда заявляет, что в последние годы на педагогические специальности в России поступают 190 тыс. человек в год. Возможно, имелись в виду и те, кто поступает платно.

Тогда совокупно с «платниками», вероятно, и получается, что каждый четвертый, поступивший «на пед», уходит, не завершив обучение. А педагогических кадров по‑прежнему не хватает, совпадают во мнении оба министра.

Антон Котяков уверен, что решить эту проблему, только наращивая контрольные цифры приема, невозможно: «Полагаем необходимым увеличить объем целевого набора по отрасли образования, обратив особое внимание на предложение работодателей и заказчиков для соответствующих абитуриентов». Сергей Кравцов отмечает, что на 2025/26 учебной год педвузам выделена квота свыше 8 тысяч мест для целевиков — по планам, более 6 тысяч мест должны быть заняты.

В чем еще заочно согласны ми­нистры — в необходимости развивать профориентацию на ранних этапах и сопровождение в процессе обучения и на первых шагах в профессии. По словам Котякова, нужно внедрить адресное сопровождение обучающихся в системе и среднего, и высшего профобразования. «Мы видим достаточно высокий процент отсева студентов. Если мы сегодня повысим качество работы с ребятами в процессе их трудоустройства по специальности и сократим процент отсева, то контрольные цифры приема могут удовлетворить текущий спрос, который формируется на рынке труда».

Сейчас такое сопровождение есть в 11 регионах, а 1 сентября будет внедрено во всех субъектах РФ. «Это особенно актуально для сферы образования с учетом высокого процента отсева учащихся и с низким процентом уровня их трудо­устройства по специальности», — считает Котяков.

Сергей Кравцов полагает, что нужна «точечная работа» центров трудоустройства вузов с выпускниками, адресное информирование о вакансиях с использованием портала «Работа в России» и развитие механизма работы после второго и третьего курсов. Сегодня учебу с работой совмещают почти 38 тысяч студентов педвузов.

Читайте также:

Городу — мастеров. Что делать тем, кто не готов расстаться со школой?

В Минобрнауки РФ готовят новый «канал» подготовки педагогических кадров


#абитуриенты #педагоги #образование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7906) от 14.05.2025 под заголовком «Поступить и… отсеяться».


Комментарии