Только на сайте

«Порубежье»: как журналисты заново открыли крепости Приневского края

«Порубежье»: как журналисты заново открыли крепости Приневского края | Фото: Александр Дроздов / «Санкт-Петербургские ведомости»

Фото: Александр Дроздов / «Санкт-Петербургские ведомости»

В первый день сентября в эфире телеканала «Россия 1 – Санкт-Петербург» состоялась премьера цикла документальных передач «Порубежье». Создатели серии программ подготовили масштабный проект, в рамках которого вспомнили об истории крепостей Ленинградской области и Северной столицы – Орешек, Старая Ладога, Выборг, Копорье, Корела и многих других.

Начиная с октября, документальный цикл «Порубежье» будет выходить на телеканале «Культура». Телезрители смогут узнать, какие приемы фортификации применялись для их строительства, какие значительные сражения происходили за эти территории и какие тайны до сих пор хранят крепостные стены. Разобраться в хитросплетениях истории помогут специалисты – археологи, фортификаторы, архитекторы и религиоведы.

«Санкт-Петербургские ведомости» представляют эксклюзивно для своих читателей первую серию нового документального проекта, которая транслировалась в эфире телеканала «Россия 1 - Санкт-Петербург». В ней речь пойдет о Старой Ладоге. Продолжение можно будет увидеть 7 октября в 13:20 на телеканале «Культура».

Мы пообщались с людьми, стоявшими за важной премьерой. Ведущий программы «Порубежье» Александр Дулесов рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям», что для него проект стал головокружительным приключением:  

«Я так внезапно оказался в самой гуще событий этого приключения, что сейчас мне кажется, я был тут всегда.

Проект раскрывает тайны наших порубежных крепостей, секреты фортификации и, что мне особенно нравится, помимо исторических фактов, он берет во внимание сказания и легенды, связанные с этими местами.

Вот, например, предание гласит, что в Ладоге зарыт золотой гроб самого Рюрика, который светится в темноте, и ведет к нему запутанный подземный ход. Уже читая об этом, бегут мурашки, а, оказавшись там, среди крепостей и подземных коридоров той эпохи, испытываешь и вовсе ни с чем несравнимое чувство.

Мне удачно подобрали костюм, в нем я чувствую себя Индианой Джонсом, как будто пытаюсь разгадать какую-то тайну. И потом: руины крепостей, подземные ходы, осадные орудия, оружие и доспехи, хитрость и смекалка полководцев и отвага простых солдат, - мне все это очень интересно, ведь в детстве всё это уже рисовалось в моем воображении, когда с палкой в виде меча или с самодельным луком мы самозабвенно сражались до тех пор, пока не стемнеет, или до начала мультиков.

Я узнал, что в Шлиссельбурге, где мы снимали одну из программ, под опорой старинного моста есть памятник мотыльку. Причем, местные жители называют его шведом. Оказывается, это эхо проклятия, которое тянется ещё со времен Петра Великого».

О фактологической составляющей документального кино нам рассказала сценарист проекта – Елизавета Терешкина.

«Мы подготовили эту историю совместно с другим сценаристом – Натальей Колесовой. Цикл оказался для нас весьма любопытным, потому что оказалось, что история крепостей фактически – это история России. «Копнешь», например, в историю Старой Ладоги, а там – такая геополитика любопытная! Это место считается первой столицей Руси – Рюрик там был, собственно, туда и пригласили «варяга» на княжение.

Судя по всему, ему это место очень понравилось, хотя он потом и переехал в Новгород, оставив в Ладоге своего брата. Что-то такое случилось, что он по всей видимости приехал туда умирать, но могилу Рюрика пока так и не нашли. Есть вариант, что его могилу раскопают в Карелии, в другой крепости.

Что касается Выборга, то для него было выбрано очень любопытное место. Во времена сооружения крепостей немного по-другому выглядел и Финский залив, а также иначе работала водная транспортная система. Можно было проплыть как по кругу: войти с Финского залива в Неву, поднять по Неве в Ладогу, из Ладоги войти в Вуоксу и по Вуоксе прийти в Выборг, а оттуда – снова в Финский залив, потрясающая дорога. Обычных дорог-то не было, по водным путям и путешествовали, и торговали, и продавали, и воевали.

Ивангород возводили сразу в камне с расчетом на применение пушек – артиллерия, хоть и примитивная, но уже была. Напротив, через реку, находилось еще одна крепость, до которой, если что, орудие долетит. Такое вот противостояние потрясающее.

Крепости потеряли свое значение, сейчас они – памятники истории и больше ничего. И нынче Ивангород и Нарва стоят напротив друг друга, граница, мост, все вернулось. Такая закольцованность у этой истории любопытная.

У Корелы тоже очень интересная история. Вместе с Выборгом, крепостью Орешек и многими другими получается, что они все встают на этом круговом пути.

Орешек – вход и выход в Неву, мимо него не пройти, Старая Ладога – это в месте, где в Волхов впадает Ладога, дальше вход в Вуоксу – крепости Корела и Выборг. Копорье тоже стоит на берегу Финского залива, ближе к Луге. И дальше если по Финскому заливу пройти: Усть-Нарва, 12 км вверх - Ивангород. Все очень разумно. Этот путь – и есть оборона и охрана. Другое дело, что Выборг завоевали, а мы его очень долго не могли вернуть. История такова, что все, что мы построили, то мы потом и отвоевывали, в том числе и во времена Петра I. Потрясающе стратегически это было продумано, мы считаем. Все было взяты обратно».

#история #крепость #город #наследие

Комментарии