Пора переходить к делу. Завершилось обсуждение стратегии развития Арктики

Минвостокразвития РФ, отвечающее за разработку стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года, взяло, что называется, на карандаш предложения петербуржцев, которые они высказали на прошедшем в северной столице заседании дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА), завершившем общероссийское обсуждение этого документа.

Пора переходить к делу. Завершилось обсуждение стратегии развития Арктики | Иллюстрация Anton Balazh/shutterstock.com

Иллюстрация Anton Balazh/shutterstock.com

Подобные дискуссии прошли уже в Мурманске, Архангельске, Петрозаводске и других регионах Арктической зоны, в которую наш город, как известно, не входит. Тем не менее возможность сказать последнее слово в рассмотрении документа, которому надлежит определить пути социально-экономического развития этой зоны на ближайшие пятнадцать лет, предоставили Петербургу.

Ничего удивительного здесь нет, считает Александр Крутиков, заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, принявший участие в дискуссии. Морская столица России, по его словам, всегда была плацдармом для исследования и хозяйственного освоения этого края и остается таковым по сей день.

В Петербурге не раз проходили заседания Госкомиссии по вопросам развития Арктики. А в ближайшее время Смольный подключится к этой работе (после создания «дорожной карты») еще и в рамках соглашения о сотрудничестве с арктическим ведомством. При этом позиции чиновников и независимых экспертов, как выяснилось, имеют немало общего.

Разговор в дискуссионном клубе «Стратегическая сессия Арктика-2035» показал и другое: петербургским полярникам и ученым не было необходимости проводить мозговой штурм, чтобы сформулировать важные для очередного «похода» в Арктику идеи (они погружены в эту проблематику давно). Вот, пожалуй, наиболее существенные из них.

Первое. Чтобы Россия вновь обрела славу ведущей полярной державы, мало направлять туда значительные бюджетные средства. Даже сегодня, когда прагматические интересы берут верх, нужно привлечь внимание к Русскому Северу, дабы он, как в советскую пору, завладел умами и сердцами тысяч людей (Владимир Стругацкий, вице-президент Ассоциации полярников России).

Причем делать это следует, опираясь во многом на культурные ценности. А без указания сверху наполнять музейные фонды современным содержанием, то есть артефактами, связанными с арктическими проектами и экспедициями последних лет, увы, не удается (Мария Дукальская, директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики).

Второе. Считается, что новая волна промышленного освоения Арктики наступает прежде всего ради того, чтобы обеспечить северянам достойную жизнь, прекратив отток кадров. А раз так, это целеполагание должно быть отражено в обновленной стратегии, поскольку «главное наше богатство не природные ресурсы этих регионов, не нефть, а люди, живущие там сотни лет», и важно сохранить их исконную среду обитания (Нина Вейсалова, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ).

Третье. При всем массированном научном наступлении на Арктику единой, общей для всех занятых там отраслей комплексной программы исследования до сих пор нет. А значит, дорогостоящие экспедиции, для которых нужно задействовать ледокольный флот, с точки зрения государственных интересов пока не очень-то эффективны (Игорь Ашик, зам. директора по науке Арктического и Антарктического научно-исследовательского института).

Четвертое. В стратегии стоит прописать и механизм, позволяющий привлечь в северные регионы лучшие, экологически чистые отечественные технологии. Ведь пригодных для северов разработок в энергетике, добыче и переработке полезных ископаемых, рыбопромысловом хозяйстве и других сферах в Петербурге немало (Александр Краснов, руководитель Арктического инновационного кластера Северо-Запада).

Пятое. Если не подключить к развитию этой территории малый и средний бизнес, обеспечив ему таможенно-льготные преференции, ничего не получится. В то же время следует вводить заточенные на северные широты стандарты, арктические ГОСТы, учитывающие особые требования к такого рода продукции и высокую ее себестоимость (Игорь Павловский, руководитель петербургского информационно-аналитического центра ПОРА).

Шестое. Петербург может и должен претендовать на роль опорного центра для подготовки арктических кадров. Но прежде ученые должны смоделировать привлекательный для всех северян образ жизни в этих краях, чтобы выстроить приоритеты и умело продвигать там проекты, связанные с использованием беспилотных летательных аппаратов, робототехники, новых средств связи и т. д. (профессор Сергей Бачевский, ректор Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени М. А. Бонч-Бруевича).

Некоторые из высказанных петербуржцами предложений бродили в умах федеральных чиновников, заметил Александр Крутиков, подводя черту под обсуждением. А стало быть, велика вероятность того, что эти идеи будут учтены при формировании стратегии «Арктика-2035». Хотя данной работе должен предшествовать анализ прежней государственной программы освоения Арктики. Учиться следует на своих же ошибках.

#Арктика #развитие #регионы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (6550) от 21.10.2019 под заголовком «Пора переходить к делу».


Комментарии