Польша и Венгрия сорвали принятие семилетнего бюджета ЕС

Два самых строптивых «младоевропейца» решили всерьез побороться за деньги Евросоюза. Они совместно выступили против бюджета ЕС, который резко сокращает Фонд сплочения, активно используемый Варшавой и Будапештом.

Польша и Венгрия сорвали принятие семилетнего бюджета ЕС | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

На двухдневном саммите ЕС, прошедшем на прошлой неделе в формате видеоконференции, ведущим странам союза не удалось подавить бунт, который подняли Польша и Венгрия против утверждения проекта семилетнего бюджета организации.

Финансовый документ был подготовлен Финляндией при активном содействии лидеров Германии и Франции. Проект бюджета, который должен был определить, куда пойдут 1074 миллиарда евро из основной части, а также 750 миллиардов евро из внебюджетного фонда по восстановлению экономики «союзников» после пандемии, включал в себя и так называемый Фонд сплочения, которым наиболее активно пользовались страны Вышеградской группы (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия). По предложению Финляндии объем фонда на ближайшую семилетку должен быть значительно урезан, а значит, и финансовая помощь вышеназванной четверке уменьшится. Естественно, что эти намерения были приняты в штыки правительствами стран-«младоевропейцев». Особенно активную деятельность против секвестра начали Польша и подключившаяся к ней Венгрия.

Польша практически мобилизовала все страны Восточной Европы на борьбу с новым бюджетом. На встрече в Варшаве в мае этого года 13 стран – новых членов ЕС – подписали так называемую Варшавскую декларацию, в которой потребовали оставить в силе все преференции. Премьер-министр Моравецкий заявил, что Восточная Европа стала «экономическим локомотивом» Евросоюза и дает европейскому сообществу гораздо больше, чем получает от него. Правящая в Польше партия «Право и справедливость» напрямую обвинила «старых» членов ЕС в колониализме. Венгрия также отчаянно борется за сохранение квот. Страна является одним из крупнейших бенефициаров помощи ЕС, получив за последние семь лет 39 миллиардов евро из различных фондов организации. В случае же принятия нового бюджета сумма помощи стране снизится на двадцать с лишним процентов, а взносы Венгрии увеличатся с 7,6 до 10 миллиардов евро. Официальный Будапешт назвал такие изменения неприемлемыми.

Характерно, что, несмотря на секвестр, помощь «младоевропейцам» остается значительной. Так, Польша должна будет получить за семь лет безвозмездно 64,4 млрд евро (сокращение на 24%), Венгрия – 17,9 млрд (-24%), Чехия – 17,8 млрд (-24%), Словакия – 11,8 млрд (-22%).

Кстати, предвидя саботаж со стороны наиболее активных стран Восточной Европы, в Брюсселе провели закон, позволяющий принимать со следующего года решения квалифицированным большинством, что даст возможность преодолевать вето со стороны непокорных «младоевропейцев». До этого все решения принимались единогласно. Кроме того, Еврокомиссия поставит предоставление помощи в зависимость от соблюдения основополагающих принципов ЕС. Это должно затруднить национал-популистам Восточной Европы использование помощи в своих политических целях.

Следует отметить, что урезание Фонда сплочения происходит не от хорошей жизни. Настоящую «дыру» в финансах ЕС создает «брекзит»: Великобритания была вторым после Германии донором в общий бюджет, после ее выхода он сократится на 12 – 13%. Уже поступают предложения увеличить взнос Германии, но в Берлине упорно отказываются это делать. «Брекзит» – лишь один из аргументов для пересмотра бюджета. Евросоюз ныне также столкнулся с серьезными экономическими проблемами, связанными с пандемией. Статистическое управление ЕС зафиксировало, что в первом квартале 2020 года ВВП еврозоны упал на 3,6% в поквартальном выражении и на 3,1% в годовом. Во втором квартале ВВП 27 государств Евросоюза рухнул на 11,7% в поквартальном выражении и на 14,1% в годовом. Еще одним аргументом для Брюсселя для урезания фонда стал тот факт, что за последнее десятилетие уровень благосостояния в Восточной Европе значительно вырос, многие регионы уже превосходят по уровню жизни депрессивные области, например, Греции, Италии или Испании. К тому же, считают в Брюсселе, высвободившиеся деньги можно будет направить на новые цели: научно-технические исследования, оборону и преодоление миграционного кризиса на юге Европы.

Эксперты полагают, что европейский проект в последние годы регулярно подвергается серьезным испытаниям, и это связано с борьбой «старой Европы» и «младоевропейцев». По мнению профессора Парижского института политических наук Максима Лефевра, наиболее «токсичный» элемент в организацию был занесен в 2004 году, когда к высокоразвитым членам ЕС присоединился ряд стран бывшего советского лагеря. «Они представляли другой, более низкий уровень социально-экономического развития, а также более архаичную политическую культуру. Процесс расширения Европы на восток был в первую очередь волюнтаристским политическим решением, которое принесло «старожилам» ЕС немало проблем: демпинг рабочей силы, необходимость финансовых вливаний в отсталые регионы, а также испорченные отношения с Россией», – считает аналитик. Разочарование от непродуманного расширения ЕС на восток настолько велико, напоминает Лефевр, что в минувшем месяце президент Франции Эммануэль Макрон наложил вето на начало переговоров о приеме Албании и Македонии в Евросоюз. Макрон усмотрел главную опасность в способности стран «новой Европы» блокировать стратегические решения, принимаемые франко-германским «ядром».

Председатель клуба центральноевропейских и восточнославянских стран Центра исследования стран Восточной Европы МГИМО Сергей Артемов в свою очередь полагает, что Польша и Венгрия, блокируя бюджет, демонстрируют свою позицию, но вряд ли они пойдут дальше в этом вопросе. «Брюсселю в условиях пандемии, скорее всего, невыгодно устраивать такие экономические конфликты, так же как Будапешту и Варшаве – им необходимы средства от руководства ЕС. Скорее всего, они лишь продемонстрируют свою позицию и непременно найдут какой-то компромисс. Главный вопрос заключается в том, в какой он будет форме и когда достигнут. Тут снижению споров и накала, вероятно, будет способствовать пандемия коронавируса, так как экономики европейских стран уже серьезно страдают», – считает Артемов. При этом эксперт полагает, что, несмотря на то что конфликт между Брюсселем, Варшавой и Будапештом, по всей видимости, будет урегулирован, вряд ли это станет завершением политики давления руководства ЕС на Польшу и Венгрию. «В последние годы курс этих государств не совсем соответствует общепринятым европейским ценностям, в том числе с юридической точки зрения. Брюсселю важно показать европейскую дисциплину в отношении стран Восточной Европы, но для этих государств это максимально невыгодная политика. Скорее всего, с их стороны будут какие-либо смягчения, поскольку они не могут противостоять руководству ЕС. Польша и Венгрия по факту больше заинтересованы в Брюсселе, чем он в них», – уверен эксперт.

Другой точки зрения придерживается немецкий политолог Александр Рар. «Эти две страны не отступят от своих принципов и не согласятся проголосовать в поддержку проекта Евросоюза. Компромисс здесь почти невозможен. Скорее всего, ЕС поругает Польшу и Венгрию и уступит, не рискуя потерять свой демократический образ. Но это только доказывает, что, являясь экономическим гигантом, ЕС остается политическим карликом на мировой арене – он даже сам себе не может выдать денег для помощи бедным странам», – пишет эксперт на своем Telegram-канале.

#Евросоюз #политика #бюджет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6812) от 24.11.2020 под заголовком «Разобщение из-за Фонда сплочения».


Комментарии