Пока Волга не обмелела. Речные круизные лайнеры отправляются на зимнюю стоянку
Подведены предварительные итоги речной круизной навигации нынешнего года. Рост пассажиропотока на внутренних водных путях составил 10 - 15% (по сравнению с 2018-м) и может продолжиться в будущем. Однако ожидать каких-либо резких рывков вверх тоже не стоит: организаторам круизов не хватает комфортабельных судов, а потенциальным туристам - денег на отдых.
Статистика направления примерно та же, что и раньше: в целом по России в обслуживании речных круизных туристов занято около ста теплоходов, которые за всю навигацию перевозят не более 350 тысяч человек. При этом расклад по направлениям тоже прежний: каждый третий лайнер по программам разной продолжительности (7 - 14 дней) возит иностранных туристов между Москвой и Петербургом (в навигацию - около 100 тыс. человек), а остальные используют для круизных туров россиян продолжительностью от 3 до 27 дней. География соответствующая - от Петербурга и его окрестностей до Астрахани. Но в отличие от прошлого года, когда неожиданный резкий весенний рост цен на топливо поставил отрасль на грань выживания, в 2019-м сезон прошел плавно и почти без проблем.
В начале лета, к примеру, владельцам судов и туристам пощекотало нервы обмеление Волги. В частности, из-за этого были отменены 26 судозаходов в Великий Болгар, остров-град Свияжск и город Тетюши. Однако Северо-Запада это не коснулось - у нас с водой все было в порядке. Да и процесс расширения инфраструктуры приема круизных теплоходов в 2019-м пошел семимильными шагами, поскольку именно в нынешнюю навигацию в Ленинградской области в рамках инвестиционного проекта появились причалы у крепости Орешек, в Невской Дубровке и Киришах, а также в новгородском селе Грузино.
Поскольку ранее пристани возвели в Старой Ладоге и Свирьстрое, в следующую навигацию лайнеры смогут не только чаще останавливаться, но и регулярно ходить по речному маршруту «Из варяг в греки» из Петербурга в Великий Новгород. Председатель совета директоров круизной компании «Созвездие» Александр Соснин подтвердил: в 2020 году новые причалы будут включены в маршруты на постоянной основе, а судозаходы станут регулярными. Причем небольшие теплоходы с осадкой, позволяющей пройти по обмелевшему Волхову, отправятся и в Великий Новгород. И действительно: лайнер «Сергей Есенин», рассчитанный на 150 туристов, в июле и августе 2020-го должен совершить около десятка круизов продолжительностью 10 - 16 дней между Москвой и Петербургом с заходом в Великий Новгород.
Положительные тенденции на этом рынке отмечает и генеральный директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский. По его оценке, вырос спрос на такой вид отдыха, развивается инфраструктура приема судов, особенно в Ленинградской области, где за последние годы сданы в эксплуатацию несколько подходящих для приема больших лайнеров причалов.
Тем не менее проблемы остаются. Одна из основных - состояние лайнеров. Да, новые, учитывающие запросы нынешних туристов, теплоходы уже строят. Но пока их единицы - и появятся они в 2020-м. А старые, в основном 1957 - 1988 гг. постройки (на одной из рек до сих пор исправно возит пассажиров судно... 1911 года), уже не устраивают тех, кто способен платить и поездил по заграницам. Такие туристы требуют кровать в каюте, а не койку в кубрике. Окно, а не иллюминатор. И даже беспроводной Интернет... А где все это взять на судах, которым по 40 - 60 лет?..
Вот почему практически все владельцы речных круизных теплоходов всерьез взялись за модернизацию флота: на лайнерах появились даже каюты с балконами. Андрей Михайловский подтверждает, что в ближайшее время планируется обновить до 40% флота. Впрочем, аналогичные процессы идут и в других лидирующих на этом рынке компаниях («Мостурфлот», «Водоходъ» и др.). «Модернизация вызвана меняющимися запросами туристов, - отмечают эксперты. - За последние годы спрос полностью сместился от кают с частичными удобствами к комфортабельному размещению». В результате на многих лайнерах, уже прошедших модернизацию, из трех стандартных кают делают две, в которых полностью обновляют санузлы и мебель. А заодно переоборудуют и все общественные пространства.
Однако эта «медаль» имеет и оборотную сторону. Да, круизеры гордятся тем, что в этом секторе очень высока возвратность гостей: ее оценивают в 80 - 85%. Бывают случаи, когда за сезон один и тот же человек, влюбленный в речные круизы, успевает сходить в 2 - 3 и более рейсов. Но уже сейчас средняя цена круиза по России за двоих на 5 - 7 дней составляет 70 - 80 тысяч рублей. В среднем сутки на борту речного круизного лайнера обходятся в 4 - 5 тыс. рублей. И если посмотреть стоимость круизов на 2020 год, то сразу становится ясно: средней пенсии петербуржца хватит разве что на трехдневный тур на Валаам, а средней же по городу зарплаты - в лучшем случае на 10 дней путешествия в многоместной каюте на нижней палубе. Так, в мае будущего года на теплоходе «Семен Буденный» из северной столицы до Астрахани можно сходить за 56 тысяч рублей, а на «Николае Карамзине» в 6-дневный тур в Москву - за 21,5 тысячи.
А если вы захотите отправиться в круиз на новом комфортабельном четырехпалубном теплоходе проекта PV-300 «Мустай Карим», построенном в России в 2019 году, то за 8-дневный тур между Петербургом и Москвой придется выложить от 104 тысяч рублей, а за 12-дневный между столицами - от 156 тысяч. И это только начало, поскольку одиночное размещение в каюте типа «делюкс» на верхней палубе потянет в таком путешествии на 280 тысяч рублей...
Впрочем, как показывают результаты речной круизной навигации нынешнего года, спрос на такие туры все равно есть. Если сравнивать по большому счету, то стоимость круизов по рекам России «бьется» с ценами на зарубежные туры аналогичной продолжительности. И как потратить деньги - дело личное. Если они, конечно, есть.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (6550) от 21.10.2019 под заголовком «Пока Волга не обмелела».
Комментарии