Поисковики возвращают из небытия события и имена павших в «зимней» войне

Сегодня – годовщина начала советско-финляндской войны, более известной как «зимняя». Она была «незнаменитой», а могла бы оказаться еще и полностью забытой, если бы не усилия поисковиков нашего времени, которые продолжают возвращать из небытия события и имена павших на той войне.

Поисковики возвращают из небытия события и имена павших в «зимней» войне | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Одним из восстановленных мест памяти стал мемориал на острове Клест (бывший Сюрья-саари), расположенном под Выборгом – на братской могиле воинов 181-го стрелкового полка 43-й стрелковой дивизии Красной армии. В марте 1940 года, уже на самом исходе войны, полк получил задачу форсировать замерзший Выборгский залив, захватить плацдарм на побережье и перерезать дорогу на Хельсинки.

На пути наступающих был остров, защитники которого сдаваться не собирались. Танки проваливались под лед, наступление захлебнулось. Потом была штыковая атака на пулеметы...

В Военно-медицинском архиве поисковики нашли полные списки красноармейцев, похороненных на острове, – 324 человека. По архивным данным известно, что в большинстве своем это были люди, призванные на службу из Ленинграда и области. Были бойцы с Украины, из Белоруссии, Казахстана, Грузии, Башкирии, из Брянска, Челябинской, Смоленской и Вологодской областей.

Когда осенью прошлого года открывали памятник на их братской могиле, поисковикам не был известен ни один из потомков тех бойцов. За прошедший год удалось разыскать потомков 67 воинов. Многие уже побывали на острове Клест и, по сложившейся традиции, привезли на братскую могилу горсть земли с родины героев.

У каждого павшего бойца – своя история. Константин Храпов был призван в армию 17 сентября 1939 года в Ленинграде. Его дочь, 83-летняя Любовь Константиновна, жительница блокадного Ленинграда, приехала поклониться могиле отца с дочерью и внучкой. По ее словам, отец считался пропавшим без вести, поэтому пенсию семья не получала.

Ефим Семенов ушел на войну в 1939 году, будучи начальником отдела кадров суконной фабрики, которая производила шинельную ткань для обмундирования Красной армии. Как рассказал его внук Владимир, семья жила в то время в рабочем поселке Мулловка Мелекесского района Куйбышевской области. В 1940-м пришло извещение, что дед пропал без вести.

По словам командира поискового отряда «Советский патриот» Ольги Богдановой, которая непосредственно участвовала в создании памятника на острове Клест, 30 ноября памятной акции там не будет: навигация закрыта. Но участники отряда проведут урок мужества в одной из школ города Приморска.


#память #поисковики #война #мемориал

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (7061) от 30.11.2021 под заголовком «Клест – остров мужества».


Комментарии