Поделись, Родина!

Времена «железного занавеса» канули в Лету. Впрочем, при нынешних средствах коммуникации сие понятие все равно потеряло бы свой изначальный смысл. Разумеется, осталось еще немало секретов, которые мы с бывшими врагами (а ныне, как принято говорить, стратегическими партнерами) хотели бы друг от друга утаить. Но полагаться здесь теперь следует в значительной степени лишь на гражданскую ответственность и патриотизм секретоносителей. Хочет человек передать информацию _ всегда найдет возможность, даже никуда не выезжая, и чаще всего нет никакого смысла его, что называется, держать взаперти.

Поделись, Родина! | Фото: Pixabay / PublicDomainPictures

Фото: Pixabay / PublicDomainPictures

За океан – для «консультаций»

Когда за разрешением на гостевую поездку в США обратился проживающий в Петербурге 71-летний капитан 1-го ранга в отставке, в прошлом – ведущий специалист по проектированию атомных подводных лодок, его просьба была удовлетворена. Несмотря на то что стены родного НИИ г-н Чернышов (фамилия вымышленная – позже поясним, почему) покинул 10 лет назад, он продолжал работать представителем одного из крупных ЦКБ и, естественно, секретов знал немало. Но те, кто отпускал его в заокеанскую поездку, были уверены, что, как секретоноситель с огромным стажем, он язык держать за зубами умеет и представляет степень ответственности за лишнюю болтовню.

Там, в США, ждал его хороший приятель – бывший однокашник по военно-морскому училищу, сравнительно недавно сменивший страну проживания и даже еще не успевший получить американское гражданство. Как это частенько бывает, этого человека сначала «подкормили», отблагодарив его (в прошлом тоже, кстати, работавшего в организации особого режима) за те сведения, которыми он располагал. Но вскоре финансовый ручеек стал иссякать, а предоставленная хорошая квартира и быстро приобретенные привычки к красивой жизни начали становиться не по карману. Нужно было срочно изыскивать возможности для новых заработков. Визит российского друга мог делу реально помочь.

По приезде Чернышова приятель познакомил его с неким журналистом, якобы пишущим историю российского Военноморского флота и нуждающимся в консультациях. Тот попросил гостя из России отредактировать несколько его статей, а именно – вставить туда конкретные данные о наших новейших подводных лодках. Тому, разумеется, это большого труда не составило – предмет ему был хорошо известен. А сумма, которую он получил за «консультацию», исчислялась в тысячах долларов, что намного превосходило его реальные заработки даже в лучшие времена. Не остался без вознаграждения и гостеприимный приятель, добывший для опекавших его спецслужб весьма важную информацию за сущие для них гроши.

Статьи были опубликованы в специальном военно-морском журнале США «Сабмарин ре- вью». Журнал этот, естественно, в открытую продажу не поступал, а распространялся лишь среди сотрудников ведомств соответствующего профиля. Так что информация, поступившая от Чернышова, дошла точно по адресу.

Секреты всему свету

Вместе с денежным вознаграждением новоиспеченный «консультант», глаза которого разгорелись от невиданной ранее заграничной жизни, получил обещание вида на жительство, а в последующем и гражданства. Разумеется, при условии дальнейшего сотрудничества. Долго уговаривать его не пришлось. Вскоре по возвращении в Россию последовало новое приглашение, потом еще... Он щедро давал «консультации» представляемым ему «журналистам», несколько текстов опубликовал под своей фамилией и даже выступил с докладом на некоем научном конгрессе. Естественно, не бесплатно.

Потом американского гостя пришлось принимать ему самому. Это был очередной «журналист», интересующийся российским Военно-морским флотом (как позже выяснилось, правда, «по совместительству» подрабатывающий экспертом американского конгресса по этой теме). «По знакомству» Чернышов устроил ему встречи с руководителями крупных оборонных предприятий Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Увы, ничего существенного американцу у них выудить не удалось – его собеседники были вовремя предупреждены и проинструктированы сотрудниками ФСБ.

На «разговорчивого» Чернышова наши контрразведчики вышли не сразу. Поначалу обратили внимание на появившиеся в открытой американской печати и в Интернет-журнале «Джейн» характеристики наших новейших подводных лодок. Сведения эти в России носили секретный характер и явно были добыты путем нелегальным. Поиски первоисточника привели к тому самому журналу «Сабмарин ревью», а от него – к автору статей. Параллельно шло выяснение того, кто из российских специалистов, владеющих этой информацией, в последнее время имел контакты с США.

Так, одновременно с двух сторон оперативники подошли к Чернышову. Присмотрелись к нему повнимательнее, провели то, что называется комплексом оперативно-розыскных мероприятий. Установили связь Чернышова с его американским приятелем и даже зафиксировали телефонный разговор с обещанием прислать очередную порцию «интересных материалов».

Полученных доказательств хватило для возбуждения уголовного дела по ст. 275 УК («государственная измена»). Статья более чем серьезная _ санкция ее предусматривает до 20 лет лишения свободы. Но к ней есть примечание. Лицо, совершившее соответствующее преступление, «освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления». Чернышов, ознакомившись с предоставленными ему доказательствами, вину свою полностью признал, подробно и честно изложил обстоятельства своего грехопадения. И потому уголовное дело было прекращено. Соответственно, отпала необходимость оглашать и настоящую фамилию «героя».

Пища для размышлений общего плана, однако, остается.

Умные, но бедные

Современный мир без научнотехнического обмена немыслим. Ученые и специалисты-практики обсуждают свои профессиональные проблемы на страницах журналов и Интернет-сайтов, на симпозиумах, конференциях и деловых встречах. Как при этом определить разумную степень открытости?

Казалось бы, все просто: существует перечень сведений, содержащих государственную и военную тайну, и соответствующий секретоноситель прекрасно знает, что можно выносить на открытое обсуждение, а что нельзя. Но мир стремительно движется вперед — вчерашние секреты перестают таковыми быть. Либо их «просчитывают» через открытые источники, либо они сами «всплывают» в виде уже готовых изделий, технологий, новых материалов. В таком случае порой умнее не таить «шило в мешке», а наоборот — распорядиться им с максимальной пользой. Разумеется, соблюдая при этом государственные интересы и безопасность.

Принципиально и то, что любая современная разработка – будь то технология, научное исследование или иное «ноу-хау» – как правило, представляет собой результат труда многих людей и является интеллектуальной собственностью государства. (Индивидуальная ее составляющая, разумеется, существует, но она закрепляется при помощи патентного права.) И если некий самозванный «консультант» решается распорядиться ею единолично, он не только нарушает закон о гостайне и рискует своей свободой, но фактически ОБКРАДЫВАЕТ государство. И конкретно – людей, труд которых в эти разработки вложен и в случае удачной (и, естественно, законной!) сделки мог быть по достоинству вознагражден. В результате средства (и порой немалые), вложенные в экономику своей страны, практически задаром (не считать же серьезными деньгами гонорары «консультантов») достались стране чужой.

Подоплека грехопадения, конечно, понятна. В обозримом будущем наши специалисты, несмотря на их порой высочайшую квалификацию, не будут получать за свой труд столько, сколько их заокеанские коллеги. Тамошние спецслужбы и структуры, занимающиеся промышленным шпионажем, это отлично понимают и в собственных интересах «восстанавливают справедливость».

Арсенал их ненавязчивых средств весьма велик: гранты и научные командировки, предложения написать мемуары и дать консультации. При этом речь идет не только о передаче явно секретных сведений, но и о материалах несекретных, подпадающих под понятие «двойные технологии». В принципе таковые представляют собой весьма выгодный товар, который может существенно пополнить доходную статью государственного бюджета.

Но опять же – при соблюдении всех законных процедур, предусматривающих, к примеру, обязательное прохождение экспортного контроля. В противном случае – уголовная статья. Правда, не такая строгая, как вышеупомянутая, но предусматривающая все же реальный срок заключения до 7 лет.

Между тем «дьявол-искуситель» не дремлет. Министерство обороны США разместило в Интернете специальный сайт, где обозначило ряд актуальных проблем, стоящих перед американской оборонной наукой и промышленностью. И предложило желающим поучаствовать в конкурсе на их решение. Разумеется, заокеанский «добрый дядя» за особо ценные идеи готов хорошо заплатить.

И, как показывает практика, эти призывы не остаются неуслышанными. То и дело кого-то из наших соотечественников «путает бес», и они пускаются во все тяжкие в погоне за «длинным долларом». Что касается секретоносителей, то с ними проще – перечень секретных сведений определен, и факт их передачи, если он состоялся, оспорить трудно. С «двойными технологиями» сложнее – уличенный в их передаче всегда может, что называется, сыграть в дурака, уверить, что «знать не знал, ведать не ведал», ни о каком ущербе государству не помышлял.

А действительно, как его, этот ущерб, оценить? Стоимость товара (в данном случае интеллектуального) определяется лишь тогда, когда он выставлен на рынок. До этого она оценивается лишь гипотетически, а следовательно, потенциальный или реальный ущерб от ее утраты может быть оспорен. А поскольку, как и положено, все сомнения будут толковаться в пользу обвиняемого, вина его, скорее всего, будет сочтена минимальной. Справедливо ли это?

Здравый смысл подсказывает, что ситуация будет таковой до тех пор, пока интеллектуальная собственность не будет оцениваться и учитываться так же четко и строго, как материальная. Но на сегодняшний день критерии ее оценки – увы, поле почти не паханое. Как выразился недавно наш премьер Михаил Касьянов, интеллектуальная собственность – «это одна из тех сфер, где по-прежнему царит хаос и творится беззаконие». Амбары наши, образно говоря, полны мешков с золотом, но сколько его там и сколько оно реально стоит, никто не знает. Удивительно ли, что ушлые люди прокручивают в этих мешках дырочки и пускают золотишко «налево» за гроши. При таком подходе умными мы еще, может, и останемся, но богатыми не станем никогда.

#преступление #журналисты #расследование

Комментарии