Подарки – прежде всего. Россияне не собираются отказываться от праздника

Несмотря на пандемию и снижение доходов населения, отказываться от праздника жители Северной столицы не собираются. По расчетам экспертов, петербуржцы потратят на новогодние подарки больше, чем жители других городов, уступив в щедрости только москвичам и красноярцам. Ограничения на коллективные развлечения и путешествия люди компенсируют покупкой детских игрушек, сладостей и новогодней атрибутики для дома.

Подарки – прежде всего. Россияне не собираются отказываться от праздника | Фото   Alexander Zemlianichenko/AP/ТАСС

Фото Alexander Zemlianichenko/AP/ТАСС

Динозаврик вместо собаки

В среднем по стране россияне планируют потратить на новогодние подарки 11 800 рублей – такие цифры показало исследование SuperJob. В прошлом году эта сумма была больше (13 500 рублей), так что налицо кризисное стремление к экономии. На что конкретно будут потрачены эти деньги, предсказал главный волшебник страны Дед Мороз из Великого Устюга в ходе традиционной предновогодней встречи с журналистами.

По словам дедушки, письма с новогодними просьбами на его официальную почту в Великом Устюге приходят круглый год, а в преддверии новогодних праздников их поток вырастает в разы. Сейчас на «волшебную почту» ежедневно приходит от пятисот до тысячи посланий, а на 1 декабря Дед Мороз получил более 76 тысяч писем из России и других стран.

На первом месте рейтинга подарков, которые дети хотят получить из мешка Деда Мороза, – новые гаджеты (смартфоны, планшеты, ноутбуки, беспроводные наушники). За ними следуют конструкторы и куклы, а их подпирают средства передвижения – гироскутеры, квадрокоптеры, ролики и велосипеды.

Также в списке детских запросов пижамы в форме единорога и акулы родом из известного шведского магазина товаров для дома. Девочки-подростки просят ювелирные изделия и костюмированную фотосессию с подружками в тематических студиях. Из сладких подарков в тренде не обычные конфеты и шоколад, которыми сегодня никого не удивишь, а авторские тортики и конфеты ручной работы на заказ.

Некоторые дети мечтают о домашних питомцах. Но здесь со времен бессмертного произведения «Малыш и Карлсон» мало что изменилось – на 15% детей, желающих завести домашнее животное, приходится только 4% родителей, собирающихся его купить. Зато технический прогресс дает новую возможность для компромисса.

«Не все семьи могут завести живых кошек и собак, спрос на которых вырос во время карантина, поэтому в этом году пользуются большим спросом роботы-щенки и прочие электронные питомцы, – говорит ведущий эксперт рынка игрушек российского отделения NPD Group Ирина Седова. – Если когда-то в этой нише были только пупсы, говорящие «мама», то сейчас интерактивные питомцы умеют вылупляться из яиц, поддаются дрессировке и даже учатся летать. К примеру, с января по сентябрь электронных динозавриков и лающих щенков россияне покупали на 40% больше, чем за аналогичный период 2019 года. К новогодним праздникам продажи этих товаров наверняка увеличатся».

С этими данными соглашаются аналитики ГК «Детский мир», которые представили список популярных покупок «под елку». В этом списке – машинка-трансформер из мультфильма «Щенячий патруль», интерактивный питомец, который сам себя распаковывает и вылезает из коробки, летающие куклы-феи.

Лизуны успокаивают

В числе популярных новогодних «хотелок» оказались и лаборатории для создания слаймов, которые в народе называют разноцветной слизью, или лизунами. Их популярность в этом году связывают с антистрессовым эффектом.

«Естественный страх и общая нервозность в обществе, которые сопровождали нас весь год, сориентировали потребительский выбор и в сторону развивающих наборов и игр, что особенно проявилось в преддверии новогодних праздников, – рассказывает директор по маркетингу петербургского производителя игрушек «Нордпласт» Елена Тумасян. – Из нашего ассортимента в качестве новогодних подарков покупают подводные лодки, щиты, пушки и конструктор «Играй, создавай», который помогает познавать мир дикой пустыни, морских глубин и современного города. К сожалению, в связи с пандемией реальные доходы населения упали, а потребительское поведение стало менее предсказуемым. Даже несмотря на постепенное восстановление спроса на игрушки, люди выбирают более дешевые позиции».

Между тем классика тоже не выходит из моды.

«Из года в год лучшими подарками на Новый год остаются оригинальные классические куклы, – говорит коммерческий директор фабрики игрушек «Весна» Алексей Доротюк. – Конечно, в эти дни популярны символы года: мягкие игрушки и фигурки в виде бычков. Несмотря на не очень оптимистичную экономическую ситуацию в стране, спрос остается достаточно высоким. Современная тенденция на детское развлечение и развитие, безусловно, склоняется в сторону гаджетов и онлайн-игр, однако классические куклы всегда остаются вне конкуренции потребительского спроса. Стоит отметить, что куклы интересны не только детям. По нашим данным, 10% покупок совершается с целью подарка взрослым людям: коллекционерам, бабушкам и дедушкам, специалистам из области «сделай сам», мамам как напоминание о детстве».

Волшебник, накажи чиновника

«По предварительным итогам 2020 года глобальный рынок игрушек покажет прирост, – констатирует Ирина Седова. – Локдаун и ограничения привели к перераспределению расходов семейных бюджетов. Большинство семей из-за пандемии не смогли никуда поехать во время каникул, развлечений стало меньше, поэтому родители стараются компенсировать недостаток новых впечатлений покупкой игрушек».

TASS_42388823.jpg

ФОТО Владимира ГЕРДО/ТАСС

По словам главного Деда Мороза страны, нынешним мальчикам и девочкам угодить очень сложно.

«Приносишь им телефоны, гаджеты, игрушки, которые они сами просили, но они не радуются, – расстраивается дедушка. – При этом многие просят сделать их волшебниками. На такие просьбы я всегда советую начать делать добрые дела и не только ждать подарков, но и дарить их своим родителям и друзьям. Когда вы увидите в ответ на ваш сюрприз их улыбку, вы почувствуете себя самыми великими волшебниками».

Кстати, каждое десятое письмо на почту Деда Мороза поступает от взрослых. Любопытно, что ни в одном письме не упоминались пандемия и коронавирус. В целом заветные желания взрослых людей почти не изменились. Все хотят хорошую работу, семью, крепкое здоровье себе и своим родным. В тренде года – решить квартирный вопрос и погасить кредиты. А представители старшего поколения в письмах Деду Морозу жалуются на чиновников и просят их наказать. Все это, увы, не в силах доброго волшебника...

Елки в серебряных тонах

Еще одна особенность этого года в том, что возрос спрос на елки – как искусственные, так и живые, новогоднюю атрибутику и украшения для дома.

По данным интернет-ретейлера Ozon, в Петербурге и Ленобласти в конце ноября – начале декабря товары из праздничной категории относительно прошлого года выросли на 52%. Средний чек заказов с новогодними товарами за это время вырос на 30% по сравнению с прошлым годом и превысил 1,8 тысячи рублей. Это, впрочем, можно объяснять общим ростом интернет-торговли. Но продажи искусственных елей показали взрывной рост – почти в шесть раз. При этом чаще покупают елки, украшенные шишками, ягодами или искусственным снегом.

Аналогичную тенденцию фиксируют и другие интернет-магазины.

«В связи с отменами вечеринок и новогодних мероприятий россияне начали планировать домашние посиделки в кругу родных и близких. В результате уже в ноябре вырос спрос на искусственные ели и новогоднюю атрибутику, – подтверждает менеджер по связям с общественностью Wildberries Анфиса Ронжина. – Так, в Петербурге только за одну неделю продажи искусственных елей выросли в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в целом по России – в 11 раз. Наибольшей популярностью у россиян пользуются искусственные ели по цене от 8 до 15 тыс. рублей и высотой от 150 до 180 см».

Заметно увеличились покупки гирлянд, елочных украшений и шаров, новогоднего дождика и снежинок. Чаще всего петербуржцы покупают не отдельные игрушки, а наборы, отдавая предпочтение украшениям серебряного цвета.

Зайчик против принцессы

Несмотря на то что в этом году праздничные мероприятия в большинстве детских учреждений отменили, петербуржцы не потеряли интереса к детским карнавальным костюмам. Согласно данным ресурса «Авито», в этом году наиболее популярными новогодними нарядами для детей стали костюмы зайчика и снеговика, которые потеснили фаворитов прошлого года принцессу и пирата. Также актуальны наряды елочки и гномика.

Одним из самых запрашиваемых костюмов конца 2020 года стал костюм Петрушки. При этом нарядиться в зайчика в этом году стало на 50% дороже, чем в прошлом. Стоимость такого костюма сегодня около 1500 рублей. Костюм снеговика вошел в список самых бюджетных вариантов. Он стоит в среднем 500 рублей. Костюм медведя подорожал в среднем на 60%, а наряды снежинки и принца с принцессой – на 14%.

Ну и, конечно, в тренде взрослые костюмы Деда Мороза и Снегурочки.

«Я считаю, что такие костюмы должны быть в гардеробе каждой семьи, – отметил петербуржец, папа трех девочек Александр. – Особенно это актуально сейчас, когда приглашать Деда Мороза с улицы не позволяет эпидемиологическая обстановка. Кроме того, купить один раз костюм Деда Мороза выгоднее, чем каждый год платить за вызов аниматоров».

В заключение беседы с журналистами главный Дед Мороз страны рассказал, что он тоже часто получает подарки от детей и взрослых. Ему дарят пироги, пряники, елочные игрушки, вязаные носки и шарфы. Но его самая заветная мечта совсем иная: «чтобы люди научились понимать друг друга». Будем надеяться, что в следующем году у нас это получится.

#подарки #Новый год #праздник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (6831) от 21.12.2020 под заголовком «Что в мешке у Деда».


Комментарии