Почему Гонконг стал горячей точкой конфликта между США и Китаем?

Гонконг стал очередной горячей точкой конфликта между США и Китаем. После того как парламент КНР одобрил резолюцию о законе о национальной безопасности, который, по мнению американцев, понизит правовой статус Гонконга, Белый дом пригрозил лишить особый район Китая рыночного статуса и обрушить на Поднебесную всю мощь санкционной дубинки.

Почему Гонконг стал горячей точкой конфликта между США и Китаем? |

Сначала госсекретарь Майк Помпео, даже не дождавшись окончания работы всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), которое среди прочих вопросов решало судьбу закона о национальной безопасности, заявил, что Гонконг больше не пользуется большой степенью автономии от Китая. А затем уже сам Дональд Трамп подтвердил слова главы дипломатического ведомства. Он назвал происходящее в Гонконге «удушением свободы» и пообещал, что Соединенные Штаты пересмотрят особый экономический статус территории и отменят все льготы, которыми пользовался этот административный район Китая. «Мое сегодняшнее заявление затрагивает весь спектр соглашений, которые у нас есть с Гонконгом, начиная от нашего договора об экстрадиции и заканчивая контролем за экспортом, использованием технологий двойного назначения и так далее», - пояснил президент США.

Формально поводом для нынешнего обострения ситуации в Гонконге, возобновления массовых демонстраций стала та самая пресловутая резолюция, принятая на прошедшей сессии ВСНП китайскими народными избранниками почти единогласно. Ее принятие позволяет постоянному комитету собрания принять закон о национальной безопасности, согласно которому на Гонконг будет распространяться законодательство КНР в части борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Для этого в «вольном городе», где пока из «силовиков» присутствует только воинская часть армии Поднебесной, создадут филиалы китайских спецслужб. Официально властями КНР заявлено, что данный закон будет направлен на «предотвращение, срыв и наказание за любую сепаратистскую и подрывную деятельность, организацию террористических актов и прочие действия, которые создают серьезную угрозу национальной безопасности, а также за действия по иностранному и внешнему вмешательству в дела Гонконга». Закон, по мысли властей Китая, - это мера по искоренению насилия, которое сотрясает Гонконг в течение нескольких месяцев с начала беспорядков.

А вот на взгляд протестующих, такой закон может серьезно ограничить свободы и дискуссии по болезненным вопросам. Существуют подозрения, что его будут использовать в борьбе с представителями оппозиции и с критиками Пекина. Это может вызвать утечку мозгов, отпугнуть бизнес, ослабить власть закона и лишить Гонконг его особых качеств. Оппозиция полагает, что закон (его окончательную редакцию собираются еще дорабатывать в течение трех месяцев в постоянном комитете ВСНП) будет использоваться для преследования и осуждения оппозиции за критику лидеров КНР и применяться против участников митингов и демонстраций.

Реакция Трампа на события в Гонконге понятна. Он собирается переизбраться на новый срок как жесткий лидер, «сделавший Америку снова великой». Кроме того, ему необходимо возложить ответственность за тот колоссальный ущерб, который претерпели США от пандемии коронавируса, преимущественно на КНР. «Китай должен заплатить» - таков нынче один из лозунгов главы Белого дома. Еще в прошлом году, на фоне предыдущих протестов в Гонконге, американцы приняли законопроект о введении санкций в том случае, если Пекин вздумает урезать гонконгскую автономию вопреки взятым на себя в 1997 году обязательствам. Теперь госсекретарь Майк Помпео подтвердил: резолюцию о борьбе с терроризмом и сепаратизмом в Вашингтоне именно так и воспринимают - как покушение на автономию Гонконга.

Сложность ситуации заключается в том, что, если Белый дом действительно лишит Гонконг специального статуса при торговле с США, это убьет город-государство как одну из столиц мировой финансовой системы. Но одновременно в более длительной исторической перспективе будет играть на руку Пекину, поскольку в таком случае Гонконг попадет в полную финансовую зависимость от метрополии.

Эксперты, обсуждая ситуацию вокруг Гонконга, отмечают также ее непредсказуемость. Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, подчеркивает: «Если в Гонконге наступит экономический кризис, он будет вызван американскими мерами, направленными против Китая и Гонконга, а не принятым в Пекине законом. Сейчас нужно понять, какова будет сила реакции США. Они могут ограничиться поверхностной процедурой, которую иногда применяют. А лишение Гонконга автономного экономического статуса будет серьезным ударом. Это один из парадоксов современной политической жизни. Ради того чтобы поддержать демократию в Гонконге, Америка очень болезненно накажет и гонконгский бизнес, и простых людей, которые там живут».

Глава Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта в МГУ Юрий Рогулев считает, что в своем намерении переломить торгово-экономическую ситуацию с Китаем в пользу Соединенных Штатов Трамп использует Гонконг в качестве удобного предлога. «С коронавирусом не все поддержали союзники, не очень охотно восприняли расследования пандемии и требования каких-то компенсаций и в самой Америке, там это было воспринято скептически. А вот Гонконг, когда речь зашла о привычных проблемах, правах человека и их ограничениях, вот тут Трамп почувствовал себя на коне - наконец он может предъявить КНР какие-то серьезные претензии, причем связанные уже с политикой, по которой трудно будет у него дома, в конгрессе, что-то возразить. Из-за этого они так вцепились в этот Гонконг», - полагает аналитик.

О том, какие шаги может предпринять Китай в ответ на позицию США по Гонконгу, размышляет и руководитель школы востоковедения ВШЭ Андрей Карнеев: «В прошлом году Вашингтон поддержал демонстрантов, протестующих против принятия закона, позволяющего администрации территории выдавать властям КНР неблагонадежных лиц, подозреваемых в антигосударственной деятельности. Но сегодня, когда оппозиция борется против закона о национальной безопасности, Гонконг на самом деле не является главной причиной нарастания противоречий между первой и второй экономиками мира. Потрясения в нем усиливают желание Америки сдержать накапливание Китаем экономической и военной мощи».

Что Пекин в ответ может сделать, задается вопросом эксперт. «Раньше муссировались варианты - распродать американские гособлигации, перекрыть поставки в США редкоземельных элементов, создать трудности для американских компаний, работающих в Китае. Но эти меры ударили бы и по Поднебесной. Поэтому в реальной политике стороны будут проявлять осторожность, особенно Китай», - заключает Карнеев.

#США #Китай #Гонконг #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (6690) от 01.06.2020 под заголовком «Гонконгский фронт открыт?».


Комментарии