Петербург обеспечит российских авиастроителей современными приборами

В условиях западных санкций, когда зарубежные производители отказываются проводить обслуживание находящихся в собственности российских авиакомпаний лайнеров и поставлять для них запасные части, задача массового выпуска отечественных гражданских самолетов переходит в разряд одной из первоочередных.

Петербург обеспечит российских авиастроителей современными приборами | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

России предстоит налаживать выпуск собственных гражданских самолетов. В том числе и для малой авиации. Недавно во время встречи с губернатором Хабаровского края Михаилом Дегтяревым президент РФ Владимир Путин очень внимательно отнесся к информации о ходе подготовки к выпуску легкомоторного самолета ЛМС-901 «Байкал», который должен заменить легендарный Ан-2. Свой первый полет «Байкал» совершил в начале нынешнего года. Такая машина крайне нужна стране. Ведь у нас до сих пор немало мест, куда «только самолетом можно долететь». 

А ЛМС-901, как отметил президент России, «…и на воду будет садиться, и на снег на лыжах, ну и на небольшую взлетно-посадочную полосу длиной 300 метров».

В том, что «Байкал» смог подняться в воздух, большая заслуга петербургских авиастроителей. Весь комплекс приборов (как говорят авиастроители — «кабина») создан питерскими конструкторами и рабочими на заводе «Навигатор».

Наше предприятие было образовано 30 лет назад, — рассказывает генеральный директор Сергей Бабуров. — Практически все сотрудники до этого работали во Всесоюзном научно-исследовательском институте радио­аппаратуры (ВНИИРА). Многие участвовали в уникальных разработках. Например, в создании комплекса автоматического управления советского «шаттла» «Буран». Это были высоко­классные специалисты. Но Советский Союз только что распался. Госзаказ практически исчез. Нужно было как‑то зарабатывать, чтобы кормить семьи, а ВНИИРА, по закону, не мог заниматься коммерцией в том виде, как ее тогда понимали. В итоге возникло «совместное предприятие».

Как вспоминают ветераны, первые года четыре мало кто понимал, что такое коммерция, в каком направлении двигаться. Первые крупные заказы появились, когда самолеты советской постройки начали массово летать за границу. За рубежом была другая сетка частот для обмена информацией с диспетчерскими службами. Поэтому все радиостанции необходимо было доработать.

Полученную прибыль вложили в научные разработки. На основании их результатов было начато производство приборов, которыми сегодня пользуется вся отечественная авиация. В целом они ничуть не уступают, а порой и превосходят зарубежные аналоги. А многие из этих разработок и вовсе уникальны.

Сегодня мы выпускаем системы навигации, посадки, управления воздушным движением, самолетные ответчики, которые помогают извещать диспетчеров о том, где находится самолет и куда он летит, — говорит Бабуров. — Наши приборы помогают самолету совершить безопасный полет от взлета до посадки, по правильной траектории зайти на полосу и коснуться ее колесами в заданной точке.

Но, как и в других областях, качест­во еще не гарантировало коммерческий успех. Как вспоминает Сергей Бабуров, зачастую выбиралась иностранная авионика, хотя отечественные изделия не уступали ей ни в чем. За каждый проект приходилось бороться. Выручал гос­оборонзаказ: в ВВС всегда требовали установки отечественного оборудования.

Ситуация резко поменялась в 2014 году, когда на самом высоком уровне заговорили об импортозамещении.

Я бы разделил это понятие на два — собственно импортозамещение и импортонезависимость, — пояснил генеральный директор. — Достичь первого, то есть полностью отказаться от закупки комплектующих за рубежом, мы пока не смогли. Но при этом отказались от поставок из стран, входящих или близких к НАТО. Это мы и называем импортонезависимостью.

Еще одна напасть, которой не смогло избежать предприятие, — проблема кадров. После развала СССР молодежь все больше тянулась в юристы и экономисты.

Ситуация начала исправляться чуть больше десяти лет назад. В итоге получился разрыв между теми, кто и в 70 лет продолжает работать, и сорокалетними. Несмотря на это, нам удалось наладить связь поколений, обеспечить передачу опыта, — рассказывает Сергей Бабуров.

Почему быть инженером вновь стало престижно, на предприятии объясняют несколькими факторами. Во-первых, появились интересные проекты.

Представьте, летите вы с ­семьей в отпуск и, когда объявляют посадку, поясняете родным, что все сейчас пройдет по алгоритму, который вы с коллегами разработали и воплотили в жизнь. В этом есть некая романтика, которая привлекает новых сотрудников. Дает им ощущение соучастия в становлении отрасли, — полагает генеральный директор.

Во-вторых, в реальном секторе экономики зарплаты заметно подросли. Этот завод — достаточно компактное предприятие. Верхние этажи большого корпуса занимают административные службы и разработчики. Ниже — производственные площадки. Современное оборудование, белые халаты.

Здесь мы делаем полный монтаж изделий как в автоматическом режиме, так и вручную, — продолжает Бабуров. — Затем наши специалисты проводят тонкую настройку аппаратуры индивидуально и в комплексе, испытывают ее на специальных стендах и в камерах, имитирующих условия полета на высоте. Мы смогли сохранить и развить то, что нам досталось от советской школы.

При этом на предприятии стараются какие‑то этапы создания аппаратуры, например, производство отдельных комплектующих приборов, размещать у смежников. Так выходит рентабельнее. При этом в случае увеличения объемов производства (а тот же «Байкал» планируется строить большой серией. — Прим. ред.) позволит быстро нарастить выпуск.

Вот уже несколько лет предприятие организует и проводит в Петербурге научную конференцию, на которой собираются специалисты со всей страны, чтобы обсудить свои проблемы, наметить перспективные пути развития отрасли.

До недавнего времени в России традиционно проводились главным образом большие специализированные выставки, типа Московского авиакосмического салона, — поясняет Сергей Бабуров. — Но они настолько велики, что времени для встреч и общения с коллегами в спокойной атмосфере не остается. Мы решили собрать конференцию, в ходе которой разработчики могли бы поделиться своими новостями и послушать, чего хочет промышленность. Оказалось, что такое мероприятие пользуется спросом.

Первая конференция собрала чуть больше ста человек. На вторую съехалось в три раза больше.

В рамках конференции мы организовали рабочую группу, которая занимается разработкой общих принципов обеспечения безопаснос­ти для пилотируемой, опционально пилотируемой и беспилотной авиации, — делится Сергей Бабуров. — Это вопрос будущего, но мы уже заглядываем за горизонт, чтобы быть готовыми.


#авиация #приборы #самолеты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (7166) от 12.05.2022 под заголовком «Небесный курс проложат в Петербурге».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.