Персональная недостаточность. В сфере гостеприимства наступил кадровый кризис
Чтобы оценить масштаб кадровой проблемы в отрасли, далеко ходить не надо - достаточно набрать в строке интернет-поисковика фразу о поиске места официанта, горничной или менеджера по туризму. Вакансий - тысячи: эти и другие «гостеприимные» профессии находятся в состоянии хронического дефицита кадров. По данным HeadHunter, количество вакансий в сфере «Туризм, гостиницы, рестораны» в Петербурге стабильно растет: по сравнению с январем 2018-го число предложений о работе в индустрии гостеприимства в апреле текущего года увеличилось на 151%. О том же свидетельствует и «Яндекс.Работа»: сейчас для поваров у нас имеется почти 4,5 тыс. вакансий, официантов требуется более 2 тыс., а горничных - свыше 700. И какую из этих специальностей ни возьми - везде специалистов не хватает.
Повысить престиж работы в сфере гостеприимства в России стремятся с помощью профессиональных конкурсов. ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС
Патовая ситуация
Желающих работать в сфере гостеприимства тоже в достатке: число резюме по сравнению с январем 2018-го выросло на 148%. «Но, несмотря на позитивную динамику притока резюме, дефицит кандидатов только усиливается», - резюмирует Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу.Она поясняет, что сложившееся положение определяют не только сезонный рост активности работодателей или характерная для отрасли хронически высокая текучесть персонала, но и общие тенденции рынка труда. В частности - сокращение доли работоспособного населения. «Если в начале этого года на одну вакансию в индустрии гостеприимства в среднем претендовали 5 соискателей, то в апреле - лишь 4, - отмечает Ирина Жильникова. - Работодателям почти не из кого выбирать».
Вместе с тем количество предложений о работе по-прежнему велико: это одна из самых емких (с точки зрения найма персонала) отраслей экономики северной столицы, на которую приходится около 8% всех имеющихся в городе вакансий.
Ниже ординара
Одной из причин хронического дефицита кадров, а также высокого уровня текучки в отрасли аналитики называют недостаточный уровень оплаты труда. И это видно невооруженным глазом: по данным hh.ru на конец мая, средняя предлагаемая зарплата в вакансиях профобласти «Туризм, гостиницы, рестораны» составляет 35,5 тыс. рублей, тогда как соискатели хотят получать от 40 тыс.
Да, в объявлениях о вакансиях суммы работодатели называют самые разные - шеф-поварам, к примеру, сулят заработок до 300 тыс. рублей в месяц. Но в реальности при нормальном режиме работы рядовой повар может рассчитывать всего на 35 - 40 тысяч - как и большая часть другого персонала. И если официант еще может добавить доходов за счет чаевых, работники кухни, горничные или «продавцы» туров этого источника лишены. А если учесть, что средняя номинальная зарплата в Петербурге (по официальным данным) вплотную приблизилась к 60 тыс. рублей ежемесячно, желание многих кандидатов предпочесть иную работу становится понятным.
«Так как престиж профессий невысок, а люди часто воспринимают работу в отрасли как временную, действенны самые примитивные методы мотивации персонала, - отмечает Анна Железняк, директор школы наставников в индустрии гостеприимства Welcome. - Кто заплатит на пару рублей больше, предложит работу на остановку ближе к дому или более гибкий график - к тому специалист и уйдет». Однако она уверена - попытки влиять на лояльность работников только через повышение зарплаты ни к чему хорошему не приведут.
«Только повышение зарплат не поможет, - согласен и Дмитрий Мельников, генеральный управляющий Original Sokos Hotel Olympia Garden. - Прежде всего должна повыситься привлекательность индустрии в целом: когда люди с гордостью начнут говорить о том, что они работают официантом, поваром или горничной - тогда станет возможным говорить и о серьезных изменениях в отрасли».
Менять систему
«Слишком много теории и мало практики», - утверждают в бизнесе, говоря об обучении сервисных специалистов. Однако брать на работу кандидата, не имеющего опыта, не принято, а возиться с ним никто не хочет.
«Бизнес, система образования и сам студент ведут себя, как «лебедь, рак и щука», - замечает Светлана Шустова, генеральный директор гостиницы «Охтинская». - Студенты, приходившие в отель, совершенно не соответствовали уровню наших требований, а часть из них не были уверены и в выборе профессии. Для нас, работодателей, такие студенты были обузой, потому что приходилось заново тратить на них время, силы и знания».
По ее мнению, успех в решении этой проблемы может быть достигнут только объединением усилий. «Охтинская», в частности, начала тесно сотрудничать с одним из учебных заведений города, корректируя его учебный процесс, а также приняла участие в создании совместной конференции «Работодатели и преподаватели», ставшей площадкой для открытого диалога и обмена успешными практиками взаимодействия между системой образования и бизнесом.
«Без открытого диалога на тему сотрудничества «треугольника» (бизнес-образование-государство) не обойтись. Но вопрос непростой - скорого прогресса ожидать не стоит, - считает Дмитрий Мельников. - Увы, но многое из того, чему сейчас ребят учат в средних специальных учебных заведениях, не имеет отношения к тому, что требуется в бизнесе». В частности, Алена Енова, руководитель регионального отделения НП «Лига хостелов», уверена - в небольших объектах размещения нужны универсалы, способные выполнять целый ряд функций. «В первую очередь требуются те, кто может совмещать обязанности: большая часть сотрудников должны быть взаимозаменяемы», - считает она.
Кроме того, владельцы и руководители питерских мини-отелей и хостелов считают, что самым эффективным способом сделать персонал более заинтересованным в достижении хороших результатов является не «кнут», а «пряник». «Сделайте так, чтобы люди ощущали реальный результат своих усилий в виде увеличения заработка или получения каких-то значимых бонусов, - советуют они. - Не стесняйтесь предоставлять сотрудникам больше возможностей для того, чтобы они сами решали часть вопросов». Надо менять и правила подачи знаний. Например, «малые» отельеры Петербурга считают правильным шире использовать видеоинструкции. «Чаще всего персонал наших объектов состоит из молодых людей, которым гораздо проще и удобнее усваивать знания с помощью видеоуроков, - считает отельер Владимир Беляков. - Они гораздо более эффективны, чем устаревшие бумажные инструкции».
При этом Анна Железняк убеждена: эффективнее растить специалиста внутри, чем вкладываться в развитие его профессионализма за счет внешнего обучения. «Конкуренты с нетерпением будут ждать, когда вы его выучите, чтобы заплатить ему немного больше и забрать себе, - уверена она. - Самый правильный путь - заниматься своими людьми ежедневно и каждым».
По ее мнению, наиболее эффективный путь решения «персональной» проблемы в сфере гостеприимства - создание на предприятиях внутренней системы наставничества: по разным данным, появление этого института снижает текучесть кадров на 70%. «В этом случае удается убить сразу двух зайцев: лучшие сотрудники будут оценены по достоинству, а все остальные - находиться под их присмотром, - говорит она. - Наставника, конечно, тоже надо обучать, но эти вложения несоизмеримо ниже убытков от последствий кадровых ошибок».
Читайте также о том, что в Петербурге могут появиться фабрики-кухни из Советского Союза.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 099 (6452) от 04.06.2019 под заголовком «Персональная недостаточность».
Комментарии