Перемирие, но не мир. Почему прекращение огня между Израилем и «ХАМАС» недолговечно

После почти двухнедельного обмена ракетными ударами Израиль и «ХАМАС» договорились о перемирии. Однако конфликт может вспыхнуть с новой силой и в любой момент, ведь противоречия между двумя противоборствующими сторонами никуда не исчезли, и в определенной степени в противостоянии заинтересован как Израиль, так и «ХАМАС».

Перемирие, но не мир. Почему прекращение огня между Израилем и «ХАМАС» недолговечно | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Вечером 20 мая Израиль и палестинцы из движения «ХАМАС» при посредничестве Египта договорились о прекращении военного конфликта в секторе Газа, который начался 10 мая. Впрочем, сразу после объявления о соглашении офис израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху предупредил, что длительность соблюдения перемирия зависит от «реальности на местах». А официальный представитель «ХАМАС» заявил, что «палестинское сопротивление станет соблюдать это соглашение, пока оно будет соблюдаться оккупантами».

Характерна и реакция обеих сторон на перемирие. Палестинцы расценили прекращение огня как свидетельство своей победы. По данным местного телеканала Al-Aqsa, в Рамалле (город на Западном берегу реки Иордан) народ вышел на улицы с палестинскими флагами, в небо запускали салюты. Подобные массовые шествия и автопробеги прошли также в секторе Газа и в Иерусалиме. Перед собравшимися в секторе Газа выступил заместитель главы политбюро «ХАМАС» в анклаве Халиль аль-Хайя. «Мы построим дома, разрушенные оккупантами. Мы вернем улыбки на лица тех, кто получил ранения. Мы обещаем каждому из мучеников, что мы продолжим их путь», – пообещал он.

Представитель боевого крыла палестинцев Абу Обейда убежден, что им удалось наголову разгромить израильтян. «ХАМАС» также заявил, что Израиль должен оплатить восстановление поврежденной в результате авиаударов инфраструктуры. «Сегодня битва заканчивается, это правда. Но Нетаньяху и весь мир должны знать, что наши руки на спусковом крючке и мы продолжим наращивать возможности сопротивления», – добавил представитель политического бюро «ХАМАС» Эззат эль-Решик.

Другого мнения придерживаются израильтяне. Они тоже сообщили о победе, но своей. По словам Биньямина Нетаньяху, «11 дней мощнейших ударов по радикалам сектора Газа изменили баланс сил и правила игры». Премьер-министр отметил, что Армия обороны Израиля (АОИ) успешно уничтожала подземную инфраструктуру «ХАМАС». Потери своей страны премьер оценил как минимальные. Согласно заявлению АОИ, опубликованному в Twitter, с 10 мая по Израилю из сектора Газа было выпущено более 4340 ракет. 20 мая пресс-служба АОИ сообщала о том, что 90% ракет было перехвачено системой «Железный купол», а 610 упали на территории палестинского анклава.

Кроме того, по данным израильтян, их вооруженные силы серьезно подорвали способность «ХАМАС» разрабатывать и производить оружие. За почти две недели противостояния Израиль уничтожил более 100 километров подземных тоннелей, которые боевики использовали для военных операций, и нанес 570 авиаударов непосредственно по ракетам палестинцев и их пусковым установкам.

Мировое сообщество факт перемирия оценило положительно. «Я приветствую прекращение огня между сектором Газа и Израилем после 11 дней боевых действий и призываю все стороны соблюдать договоренности», – сказал генсек ООН Антониу Гутерриш. Президент США Джо Байден сообщил, что переговорил с Биньямином Нетаньяху и поблагодарил его за решение о перемирии. Глава Белого дома также заявил, что США будут работать с ООН для обеспечения срочной гуманитарной помощи сектору Газа. Президент европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен приветствовала перемирие и призвала обе стороны придерживаться режима прекращения огня. Россия предложила как можно скорее провести министерскую встречу квартета по ближневосточному урегулированию, в который помимо РФ входят США, ЕС и ООН. «Двум сторонам необходимо взять на себя ответственность и приступить к диалогу», – заявил первый заместитель постпреда России при ООН Дмитрий Полянский. Москва ожидает прямого палестино-израильского разговора.

Эксперты к прекращению огня относятся более критически, полагая, что оно может быть непрочным и недолговечным, поскольку основные претензии сторон друг к другу остаются неурегулированными, а предыдущие соглашения между Израилем и «ХАМАС» часто срывались. Такой точки зрения, в частности, придерживается директор по научной работе Фонда развития и поддержки международного дискуссионного клуба «Валдай» политолог Федор Лукьянов. По его мнению, конфликт приостановился лишь «до следующего обострения». «Налицо полная непроходимая безнадежность этого конфликта. У сторон нет понимания, что делать, кроме силового воздействия. Радикальное решение невозможно, политического решения нет», – считает он.

Тем не менее заинтересованные лица уже получили политические дивиденды от конфликта. «ХАМАС», отмечает Лукьянов, громко заявляет о своей победе над «сионизмом» и набирает себе политические очки в противостоянии с палестинской же группировкой «Фатх», действующей на Западном берегу реки Иордан. Нетаньяху в условиях перманентного политического кризиса в Израиле конфликт тоже выгоден. Израильтяне, поясняет эксперт, сами понимали, что столкновение придется закончить из-за возможных имиджевых потерь. Тем более что на Тель-Авив оказали давление США. Вне конфликта администрация Байдена, по словам Лукьянова, и так «сдвинулась в арабскую сторону на контрасте со слишком произраильским Трампом». В целом же международное сообщество демонстрирует бессилие, неспособность и нежелание заниматься данной проблемой, а в Европе приходится констатировать рост антиизраильских настроений среди общественности, резюмирует эксперт.

О внутриполитических причинах нынешнего конфликта размышляет израильский политолог Яков Кедми. «ХАМАС» почувствовал абсолютную неспособность властей Израиля контролировать ситуацию в своей стране во всех областях. И «ХАМАС» почувствовал, что, после того как отменили выборы, у него отобрали шанс получить доминирование в палестинском освободительном движении. Если бы выборы состоялись, то «ХАМАС» на военный конфликт не пошел бы. Он получил бы на выборах большинство совершенно демократическим путем и попытался распространить свою власть от Газы на всю территорию Палестинской автономии», – рассуждает аналитик.

Израильское общество – это, по сути, набор отдельных религиозных, этнических, национальных общин, которые живут вне государства и каждый говорит: «Вы нас не трогайте и не мешайте», отмечает Кедми. «Первое, что надо определить государству, – его политические приоритеты и цели, где наш национальный интерес, а где нет, где наши границы как производная от наших национальных интересов, в каких границах мы можем использовать нашу военную силу и какая нам нужна военная сила для достижения этих национальных интересов. С этого надо начинать», – говорит эксперт. В нынешнем положении сделать уже ничего нельзя, если не начать правильно перестраивать весь Израиль, убежден политолог.

#Израиль #война #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (6931) от 26.05.2021 под заголовком «Перемирие, но не мир».


Комментарии