«Двухэтажный» пенсионный проект: работа, пособия, возраст

Читать законы (особенно законопроекты) — дело изнуряющее и скучное. Поэтому граждане, как правило, пользуются двумя-тремя словами, вскользь услышанными от знакомых или с экрана телевизора. Памятуя об этом, попытаемся сегодня по-человечески, как можно проще и без эмоций рассказать, каков же он: проект закона, именуемого пенсионным. Проект ныне «двухэтажный». В основе — уже принятый в первом чтении правительственный вариант, а сверху — надстройка: предложения президента, еще не «проголосованные» Госдумой.

«Двухэтажный» пенсионный проект: работа, пособия, возраст | Иллюстрация Alexstr/shutterstock

Иллюстрация Alexstr/shutterstock

Безработные «капризы»

Поправки касаются сразу нескольких законов. Так, президент предложил прежде всего изменить закон «О занятости населения в РФ». В пенсионном проекте, разработанном правительством, этого не было.

Часть поправок, содержащихся в предложениях президента, имеют технический характер: каждый раз, когда в законе о занятости встречается фраза о «последнем месте работы», к ней дописывают еще и «службы». Никакого отношения к пенсионным вопросам эта позиция не имеет.

Предложено также уточнить, что именно считать подходящей работой для граждан, не пожелавших пройти переобучение. И еще: в президентских предложениях — сокращение срока, в течение которого безработный может выбирать подходящее для него место. Сейчас, если он ничего не выбрал за 18 месяцев, должен взять, что дают. В будущем, если Дума проголосует «за», — срок «капризов» сократится до 12 месяцев.

Есть и другие пункты, не имеющие никакого отношения к пенсиям и пенсионерам, уточняющие: размеры стипендии, которую получают граждане, направленные службой занятости на переобучение; принципы расчета пособия по безработице для тех, кто работал неполный рабочий день, кто потерял работу в результате собственного «виновного поведения» или был отчислен с курсов, куда его направила служба занятости. В случае принятия проекта, кстати, последние будут получать пособие не более трех месяцев.

Вообще к безработным закон станет строже. Если кто-то из них более месяца не является в службу занятости или уличен в получении или попытке получения пособия обманным путем или в прочих грехах, в течение года после этого не может претендовать ни на какое вспомоществование. Размер пособия по безработице президентский проект определяет, как 75% среднего заработка с последнего места работы (службы) в течение первых трех месяцев безработицы, 60% — в течение следующих трех месяцев. Но во всех случаях — не выше установленного федеральными властями максимума и не ниже минимума.

Впервые о пенсионерах упомянуто в пункте, где говорится, в отношении кого государство проводит политику содействия в трудоустройстве. Наряду с инвалидами и несовершеннолетними детьми речь идет также о людях, которым останется пять лет (сейчас два года. — Н. О.) «до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно». Далее президент вносит предложение обязать федеральные органы власти утвердить правила, по которым службы занятости могут предложить безработному гражданину досрочный выход на пенсию.

Одновременно предложено вписать в закон о занятости отдельную статью (# 32) «условия досрочного выхода на пенсию». Причем инициатором выхода может быть только служба занятости. На общих основаниях пенсия может быть назначена безработному, если ему осталось до пенсии менее двух лет и при этом он имеет стаж 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или — стаж работы на предприятиях, дающий право на досрочный выход на пенсию по старости. И еще условие: он должен стать безработным в результате сокращения или развала предприятия.

Когда годы превратятся в недели...

В предложениях, вносимых президентом в закон о занятости, есть новая статья, в которой речь идет о дополнительных соцгарантиях гражданам предпенсионного возраста. «Предпенсионеры», уволенные по любым основаниям, могут получать пособие по безработице суммарно 12 месяцев в течение 18 месяцев. Не более. Однако это не касается тех, кто уволен вследствие собственного «виновного поведения».

Далее — сложный для понимания пункт, в котором говорится о том, при каких условиях срок получения пособия может быть увеличен. Срок увеличивается на две недели за каждый год, проработанный сверх 20 лет для женщин и 25 — для мужчин. То есть уволенный накануне пенсии мужчина, стаж которого составляет, к примеру, 27 лет, имеет право получать пособие по безработице в течение не 12 месяцев, а 13. При этом в стаж зачисляются все периоды, за которые, по закону о страховых пенсиях, начисляются пенсионные баллы: уход за ребенком, служба в армии и прочее в том же духе (полный перечень — см. статью 12 ФЗ-400).

Правда, в предложениях содержится и ограничение: пособие по безработице гражданам предпенсионного возраста выплачивается максимум суммарно 24 месяца в течение 36 месяцев. Размер пособия несколько отличается от всех прочих: 75% среднего заработка — первые три месяца без работы, 60% — в последующие четыре месяца, затем — по 45%. Условия про минимум и максимум — те же, что и для остальных.

Если «предпенсионер», прежде чем потерять работу, продержался на ней менее 26 месяцев, он получает минимальное пособие.

Далее в принятом Думой проекте речь идет о поправках в закон о чернобыльцах. Президент не касался его. Изменения, принятые в первом чтении, многочисленны, но единообразны: подчеркнуто, что там, где говорится о гарантиях, опирающихся на закон «О страховых пенсиях», речь идет о нынешнем еще не измененном законе. Планируется, что обсуждаемые сейчас поправки вступят в силу с 1 января 2019 года. Так что чернобыльцев предупреждают заранее, что для них действует закон «по состоянию на 31 декабря 2018 года».

Сведения только из реестра

Третья часть проекта — поправки в федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении». Нетрудоспособными признаются граждане: из числа малых народностей Крайнего Севера, достигшие возраста 60 и 58 лет (президент не предложил изменить эту позицию проекта). Все прочие граждане признаются нетрудоспособными: мужчины в 70, женщины в 68 лет. Это версия принятого в первом чтении правительственного проекта. В президентских предложениях: соответственно, 70 и 65.

Пункт этот расшифровывается в приложении, в котором в виде таблицы наглядно показано, когда граждане получат право на социальную пенсию по старости по новому законодательству. Как правительство, так и президент предлагают отодвигать пенсионный возраст постепенно с шагом в год.

Тот, кто по нынешнему закону получает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в 2019-м, — уйдет в 2020-м (плюс один год), планировал в 2020-м — уйдет в 2022-м (плюс два года), планировал в 2021-м — уйдет в 2024-м (плюс три года), 2022-м — в 2026-м (плюс четыре года), 2023-м и позже — плюс пять лет.

В тени этой информации не слишком заметны новости для инвалидов: предложено пенсию по инвалидности устанавливать на основе сведений федерального реестра инвалидов или документов федеральных медико-социальных экспертных учреждений. Таковой реестр начал формироваться по постановлению правительства в 2016 году, и о его существовании и принципах работы известно пока немногое.

Далее — почти технические поправки: родственники и иждивенцы погибших космонавтов и военнослужащих получают право на пенсию по утрате кормильца с 65 (мужчины) и 63 (женщины). В президентской версии: соответственно, с 65 и 60 лет.

Президент предлагает дополнить проект правительства отдельной статьей, вносящей поправки в закон «Об обязательном пенсионном страховании», которые касаются финансовых взаимоотношений пенсионного фонда и федерального бюджета. Из закона, очевидно, будет выкинуто определение стоимости страхового года, а также пункты о размере и порядке выделения денег из бюджета.

Стаж всему голова

Это то, что интересует работающее население больше всего. Правительство предлагало, и Дума приняла в первом чтении: право на страховую пенсию по старости имеют 65-летние мужчины и 63-летние женщины. Президент предлагает 65 и 60 лет, соответственно.

Одновременно президент вносит новый пункт: если до нового пенсионного возраста остается еще два года, а страховой стаж уже составляет не менее 42 лет (для мужчин) и не менее 37 лет (для женщин), то уже можно претендовать на страховую пенсию по старости. Но не ранее 60-летнего возраста для мужчин и 55-летнего — для женщин. В принятом проекте такой стаж составляет 45 и 40. При исчислении стажа в расчет берутся все периоды жизни человека, за которые ему начисляют пенсионные баллы.

Также в президентских предложениях имеются пункты, связанные с пенсионным обеспечением матерей. Если женщине 56 лет, у нее четыре ребенка (в нынешнем законе пять. — Н. О.), младшему из которых исполнилось восемь лет, и если при этом женщина умудрилась наработать стаж не менее 15 лет, она может претендовать на досрочную страховую пенсию.

Если детей трое и младшему 8 лет, а маме исполнилось 57 и она отработала более 15 лет, то и ей уже положена страховая пенсия.

Для тех, кто не любит чиновников. В рамках поправок в закон о государственном пенсионном обеспечении президент предлагает постепенно увеличивать им стаж, который дает право на пенсию по выслуге лет. Тем из них, кто выходит на пенсию в нынешнем году, нужно послужить государству 16 лет, в 2019-м — 16,5, в 2020-м — 17 лет и так далее с шагом в полгода. В конечном счете чиновный стаж должен составить 20 лет.

А в проекте о страховых пенсиях имеется приложение, из которого ясно, в каком возрасте чиновники могут претендовать на страховую пенсию. Для сведения: повышение пенсионного возраста этой категории граждан России началось несколько раньше. В 2017 году.

Если по изначальным условиям чиновник мог дослужиться до пенсии в 2018 году — дослужится в 2019-м (плюс один год). И далее прибавка будет расти ежегодно на полгода. И все.

#пенсия #законопроект #власть

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (6272) от 19.09.2018 под заголовком «Пенсионный проект: работа, пособия, возраст».


Комментарии