Пацифизм ХХI века. Как обстоят дела с антивоенным движением в Европе

6 и 9 августа, в дни годовщины ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, в Японии и других странах прошли традиционные антивоенные и антиядерные мероприятия. Как на сегодняшний день обстоят дела с этим движением в Европе, где, собственно, и вспыхнули в ХХ веке две мировые войны?

Пацифизм ХХI века. Как обстоят дела с антивоенным движением в Европе | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Традиции антимилитаризма

Антивоенное движение имеет на нашем континенте глубокие корни. Здесь можно вспомнить о последовательной антивоенной пропаганде II Интернационала в начале ХХ столетия (к сожалению, не выдержавшего испытаний Первой мировой), об акциях профсоюзов и рабочих партий против интервенции в Россию в годы Гражданской войны, а также о массовом антивоенном, имевшем одновременно антифашистскую направленность движении в западноевропейских странах в 1930-е гг.

Завершение Второй мировой войны, как известно, привело к рождению нового геополитического и идеологического противостояния, вошедшего в историю международных отношений под названием «холодная война». В эти десятилетия сверхдержавы и их союзники накопили огромное количество смертоносного оружия, а реальные горячие войны регулярно происходили на «периферии» международных отношений.

В эпоху холодной войны антивоенное движение было сильно развито не только в Европе. В Японии, Южной Корее и даже в США имелись сильные и влиятельные антимилитаристские объединения. В Старом Свете антивоенное движение пошло, скажем так, разными дорогами. В странах восточного блока оно стало частью государственной политики и пропаганды. Вспомним: в уголовных кодексах союзных республик пропаганда и призывы к войне рассматривались как преступление. В странах же Западной Европы антимилитаризм превратился в сектор протестного движения, выступая не только против гонки вооружений, но и за одностороннее разоружение, роспуск военных блоков, отказ от ядерного оружия. Как говорил Альберт Эйнштейн, «я не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой будут сражаться палками и камнями».

Новая стратегия

На «идеологическом» уровне актуальное антивоенное движение в общем и целом унаследовало традиционную пацифистскую стратегию от прошлых поколений антимилитаристов. То есть активисты выступают в принципе против военных конфликтов, противостоят использованию военной силы в международных отношениях, ратуют за качественное сокращение вооружений и вооруженных сил, а также за использование сугубо дипломатических средств при возникновении конфликтных ситуаций.

Одновременно антимилитаристы XXI века решительно призывают к роспуску военно-политических альянсов, что равнозначно оппозиции к деятельности НАТО и неприятию военно-политического измерения Европейского союза. Соответственно, и реальная внешняя политика, реализуемая Соединенными Штатами и их европейскими союзниками, вызывает у пацифистов Старого Света неприятие. Это касается, в частности, процесса расширения НАТО и создания в восточноевропейских государствах дополнительных военных баз.

Во второй половине прошлого века европейское антивоенное движение энергично реагировало не только на то, что происходило собственно в Европе. Тут можно вспомнить, сколь массовыми были манифестации и акции в Западной Европе в период вьетнамской войны или арабо-израильских конфликтов. И сегодня это глобальное измерение характерно для мировосприятия пацифистов на нашем континенте. В последние годы регулярно устраивались различные мероприятия по выводу войск из Афганистана, недопущению интервенции против Ирана, действиям Израиля на Ближнем Востоке. Ну а самыми хорошо организованными в XXI веке стали антивоенные мероприятия 2003 года против действий проамериканской коалиции в Ираке.

И в минувшем веке, и ныне стержневым для европейского движения за мир является его антиядерная направленность. В прошлом международное пацифистское движение энергично выступало за ликвидацию разных видов смертоносного оружия –  химического, биологического. Сегодняшние лидеры антивоенных организаций в Европе решительно настроены на качественное сокращение и дальнейшую ликвидацию запасов ядерного оружия. Как отмечает известный деятель западноевропейского движения за мир бывший министр вооруженных сил Франции Поль Кийес, «до настоящего времени человечество избегало ядерной войны благодаря случаю».

Связка с левыми

В десятилетия холодной войны в капиталистических странах Европы и Америки антивоенное движение в политическом плане не было однородным. Среди участников и даже руководителей таких национальных организаций можно было встретить политиков из христианско-демократического лагеря, леволиберальных активистов, немало было людей, связанных с католической и протестантской церквями. Однако в общем и целом –  на уровне руководства и с точки зрения рядового актива –  опору пацифистского движения в Европе составляли представители левых –  коммунисты, социал-демократы, левые социалисты, позже –  «зеленые». Думается, это вполне оправданно и логично, ведь исторически социалистическое движение выступало против войн, интервенций, за мир во всем мире...

Публицисты и политики из консервативной среды все время говорили о том, что антимилитаристские организации в Западной Европе находятся в «кругу влияния» Кремля и чуть ли не материально поддерживаются Москвой. Ну а в Восточной Европе официальные объединения сторонников мира действительно находились под полным политическим влиянием правящих коммунистических партий. Многие известные европейские политики «отметились» в период холодной войны в антивоенном движении. Любопытно тут упомянуть имя нынешнего генсека НАТО Йенса Столтенберга, который в конце 1980-х, будучи главой молодежного крыла Норвежской рабочей партии, участвовал и в антивоенных мероприятиях...

В XXI веке «левый уклон» по-прежнему характерен для европейского пацифизма, в первую очередь в странах Западной, Северной и Южной Европы. В Европарламенте, например, именно левые депутаты выступают своего рода лоббистами международных антивоенных движений. Заместитель председателя Партии европейских левых Майте Мола отмечает, что «для ценностей левого движения принципы мира, безопасности и разоружения остаются незыблемыми, что делает антивоенное движение естественным союзником европейских прогрессистов». Если на сегодняшний день многие социал-демократы и «зеленые» отошли от пацифистских объединений, то это как раз связано с явным «евроатлантическим» трендом более умеренных левых.

Договор надежды

Постоянная угроза термоядерной войны, конечно же, подпитывала силы антивоенных объединений во второй половине ХХ века. Сами эти объединения действовали в крепкой связке не только с прогрессивными партиями, но и с массовыми профсоюзными, молодежными, женскими, нередко и религиозными организациями. В акциях антимилитаристов принимали участие подчас сотни тысяч человек.

Собственно, массовые манифестации 2003 –  2004 гг. против американской агрессии в Ираке показали, что и в новых геополитических условиях антивоенная тема в Европе не снята с повестки дня. К примеру, в Лондоне, Риме и Мадриде на улицы с антивоенными лозунгами тогда выходили буквально миллионы граждан. При этом в глаза бросалась весомая доля молодежи, участвовавшей в этих акциях.

Конечно, в организационном и финансовом отношениях произошли определенные перемены. Некоторые известные антимилитаристские организации (например, французское Движение за разоружение, мир и свободу) самораспустились. В то же время в Великобритании, где антимилитаристская тенденция имеет глубокие корни, по-прежнему большим общественным авторитетом пользуется Кампания за ядерное разоружение (выступает за односторонний отказ от ядерного оружия), действующая с середины ХХ века. Есть и новые формы антивоенной деятельности; так, в Соединенном Королевстве в начале 2000-х гг. появилось объединение «Стоп –  военной коалиции», которое организовало невиданные в истории страны демонстрации против участия британских солдат в империалистических войнах в Афганистане и Ираке.

Безусловно, европейское антивоенное движение внесло своими действиями и своей пропагандой (в том числе через искусство, литературу, кинематограф) морально-политический вклад в заключенный в 2017 г. под эгидой ООН Договор о запрете ядерного оружия. Подписали этот документ 86 стран, преимущественно развивающихся, но антивоенному и антиядерному движению в Европе импонирует главный тезис договора: «Каждое государство-участник обязуется никогда и ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не испытывать, не производить, не изготовлять, не приобретать иным образом, не иметь во владении и не накапливать ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства».

Не мода, но необходимость

Не раз доводилось в публицистической, да и научной литературе читать, что, мол, антимилитаризм в нынешние времена вышел из моды, потерял свою былую привлекательность и популярность. Нет сегодня и таких ярких всемирно известных у антивоенного движения вожаков, какими в свое время были Эйнштейн, Пикассо или Жолио-Кюри. Хотя надо отметить: как и в прошлом, антивоенное движение все так же активно поддерживается писателями, художниками, деятелями театра и кино. Американский кинорежиссер Майкл Мур и его британский коллега Кен Лоуч, в частности, энергично участвуют в антимилитаристских акциях.

Но проблема заключается в том, что сегодня Европа нуждается в сильном, хорошо организованном и солидарном антивоенном движении так, как, пожалуй, не нуждалась в нем с момента падения железного занавеса. И дело тут не только в неурегулированном конфликте на Донбассе и ряде других тлеющих горячих точках на Европейском континенте. Ведь на нынешнем этапе отношения между Россией с одной стороны и НАТО и Евросоюзом с другой находятся на самом низком уровне за последние три десятилетия. Причем дело не ограничивается «санкционной войной» или высылкой дипломатов. Ремилитаризация Старого Света, к сожалению, реальность наших дней. США и их союзники по НАТО создают новые военные базы в Польше, Румынии, Болгарии, проводятся регулярные маневры на границах с Россией, вновь растут военные бюджеты входящих в Североатлантический альянс европейских стран. В свою очередь РФ вынуждена усиливать свои военные группировки в Калининградской области, Крыму, Арктической зоне нашей страны.

Военно-политическая конкуренция в современной Европе продолжается, и это не может не тревожить сторонников мира в Старом Свете. Один из ведущих левых политиков Франции Жан-Люк Меланшон, в молодые годы энергично участвовавший в антимилитаристском движении, подчеркивает: «Сегодня усилия всех поборников мира и разоружения должны быть направлены на недопущение угрозы войны с Россией». Возможно, эти слова следует интерпретировать как своего рода алармизм. Но, с учетом наличия на территории Европы запасов ядерного оружия, а также реальной динамики развития взаимоотношений по линии Россия –  «коллективный Запад» в последнее десятилетие, следует признать: у антивоенного движения в XXI веке «поле деятельности» сохраняется.


#Европа #война #борьба

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (6992) от 20.08.2021 под заголовком «Пацифизм ХХI века».


Комментарии