Памятник неизвестному водителю установят в Кобоне

Все началось со стихотворения «Неизвестному водителю», созданного Александром Городницким шесть лет назад. Рефреном в нем проходили строки: «Водитель, который меня через Ладогу вез...». Когда поэт прочитал это произведение на одном из своих концертов, сразу же пошли записки от зрителей: «Александр Моисеевич, стихи замечательные! Может быть, надо поставить памятник неизвестному водителю?». Подобный глас народа звучал и на других концертах барда.

Памятник неизвестному водителю установят в Кобоне | Эскизный вариант памятного знака в Кобоне. Скульптор Александр Таратынов, архитектор Денис Ридер. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Эскизный вариант памятного знака в Кобоне. Скульптор Александр Таратынов, архитектор Денис Ридер. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Идею Городницкого подхватил еще один житель блокадного Ленинграда - Никита Владимирович Благово, руководитель музея истории школы Карла Мая на Васильевском острове. Его так же, как и Александра Моисеевича, вывезли из Ленинграда по ледовой дороге жизни весной 1942 года.

С самого начала было понятно, что памятник должен быть в Кобоне. Ведь, как говорится в стихотворении: «Вращая баранку, он правил упорно туда, // Где старая церковь белела на краешке суши». Речь - о храме Святого Николая с высокой колокольней, служившей ориентиром для всех, кто следовал по Ладоге. Во время блокады он стал эвакопунктом, приютившим тысячи ленинградцев после переправы по ледовой дороге...

- Мы мучительно искали концепцию. Все время крутились вокруг того, что нужен, наверное, собирательный образ водителя: то ли он вышел из машины, то ли стоит возле нее, может быть, машет из кабины, - рассказывает Елена Пахорукова, директор Фонда Городницкого.

Несколько скульпторов попытались предложить свои наработки, но решение никак не удавалось нащупать, пока свой эскизный макет абсолютно другого плана, но точно отражающий суть стихотворения, не прислал скульптор Александр Таратынов. В его проекте нет водителя, но ведь и в стихах говорится: «Его разглядеть не сумел я, из кузова глядя. // Он был неприметен, как сотни других в Ленинграде, - // Ушанка да ватник, что намертво к телу прирос...». Да и судьба его печальна: «Он в братской могиле лежит, заметенный пургой, // В других растворив своей жизни недолгой остаток».

Центральным образом памятного знака стал мальчик - как собирательный образ всех спасенных Дорогой жизни ленинградских детей. Он стоит возле грузовика и смотрит сквозь открытую дверь кабины на тот самый храм в Кобоне. «Машины поношенной настежь раскрытая дверца...» Полуторка как будто бы выезжает из раскрытой тетради, на странице которой высечены стихи Александра Городницкого...

- Когда мы показали этот эскиз Александру Моисеевичу, он сказал: «Да, это, наверное, как раз то, что мы и хотели», - говорит Елена Пахорукова.

Согласования областных властей получены: памятник будет установлен на территории государственного музея «Кобона: Дорога жизни». Монумент создается на народные средства, он уже в работе, и, как подчеркивают организаторы, есть уверенность, что к Дню Победы будет установлен. Дополнительная информация - на официальном сайте Александра Городницкого.

Все, у кого в домашних архивах сохранились фотографии спасенных благодаря Дороге жизни и тех, кто работал на ней, могут прислать их на почту фонда для пополнения экспозиции музея «Кобона: Дорога жизни». Они будут размещены на электронных экранах.

#Дорога жизни #памятник #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (6626) от 17.02.2020 под заголовком «Неизвестному шоферу».


Комментарии