«Отрезать» трубу. Что делать, если соседи затопили и не открывают дверь?

Как в любых других домах Петербурга, так и в нашем соседи сверху нередко заливают соседей снизу. Дело, как говорится, житейское. И у нас так же часто, как и везде, невозможно попасть в квартиру выше этажом. Кто-то не впускает (мол, у меня ничего нигде не льет), а кого-то никогда нет дома (или уехал, или вовсе не живет по данному адресу). И что делать? В одном случае аварийка отключает весь стояк, и тогда уже все, а не только залитые, начинают топать ногами. Так что виновным (или якобы виновным) приходится открыть дверь, чтобы спецы проверили обстановку. А во втором – хоть волком вой. Нередко ни у управляющей компании, ни у соседей нет телефона отсутствующего жильца. Тут уж отключай – не отключай систему, а пострадают только сами соседи. Я засел изучать законодательство и нашел основания, по которым при определенных обстоятельствах в закрытую квартиру может войти полиция. Логично предположить, что вместе с ней может зайти и сантехник. В статье 15 закона РФ «О полиции» есть пункт, который предусматривает возможность взломать дверь в жилище (при обычных обстоятельствах неприкосновенное), если это нужно «для спасения жизни граждан и (или) их имущества». Имущества! То есть того самого, что может пострадать в результате «залития». Таким образом, думаю, только отсутствие контакта между полицией и коммунальными службами, их нежелание прибегать к крайним мерам является препятствием к быстрой ликвидации причин протечек. О. ПОПКОВ, Петроградский район

«Отрезать» трубу. Что делать, если соседи затопили и не открывают дверь? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

От редакции. Вопрос реально болезненный. И хорошо, что наш читатель готов искать решение в действующем законодательстве РФ. Однако он вряд ли его там отыщет. Скажем, упомянутая им статья закона «О полиции» говорит совсем о другом. Она дает право взламывать двери без разрешения собственника, если возникает опасность для жизни и имущества «при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях». Прорыв батареи или свищ в трубе не относятся ни к первому, ни ко второму (то ли к сожалению, то ли к счастью).

Но даже в упомянутых обстоятельствах не сказано, что полиция может кого-то приводить с собой. А вот что она должна сделать, так это в течение 24 часов после несанкционированного взлома известить обо всех обстоятельствах прокуратуру.

Есть еще одно «но». Сантехник, даже самый мудрый и опытный, не всегда может с первого взгляда понять, откуда течет. А вдруг дыра в перекрытии? Так что чаще всего ему приходится несколько раз пробежаться вверх-вниз, что требует лояльности собственников, бывает, и нескольких квартир.

В общем, заключение пока одно: законодательство не предполагает насильственного решения жилищно-коммунальных вопросов. Все – только постепенно, с помощью переговоров, достижения консенсуса и налаживания межличностных отношений. Кто знает, возможно, именно поэтому ЖКХ-отрасль извечно считается одной из самых проблемных.

Нормативные документы в этой сфере предусматривают: после аварийного отключения стояка требуется восстановить его работу в течение суток (для холодного водоснабжения) или двух (для отопления и горячего водоснабжения). Какими способами? Этого законодательство не расшифровывает: как хочешь, так и делай.

Есть лишь технический совет, более похожий на пустое теоретизирование: мол, нужно предусмотреть возможность прекращения подачи ресурса в ту квартиру, в которой произошел коммунальный эксцесс. А именно – быстро соорудить обходную трубу, которая позволила бы запустить воду, минуя проблемное помещение. Ведь далеко не во всех домах (точнее, почти нигде) нет «краников», которые позволили бы одним поворотом перекрыть трубы, ведущие в аварийную квартиру.

Советские проекты предусматривали такую возможность лишь для газа и электричества – из соображений безопасности. Вода – иное дело. Здесь все запутано со всех точек зрения, как с правовой, так и с технической.

Если к общему имуществу (к тому же стояку) собственник обязан допустить управляющую компанию, то к личной батарее – на свое усмотрение. При этом еще нужно разобраться, что есть общественное, а что личное. Если на трубе, отводящей воду от стояка непосредственно в квартиру, есть отсекающий краник, то, стало быть, он и есть граница между общим и личным. Если такого краника нет, то все (в том числе и батареи) считается общим имуществом. А к нему жилец обязан допустить специалиста управляющей компании. Это следует из Жилищного кодекса.

Правда, речь идет не о каких-либо работах, а об осмотре. А если для ремонта общей трубы нужно снять личный унитаз или разломать личную плитку? Вот здесь-то законодательство и вовсе подвисает.

Надо сказать, что управляющие компании Петербурга не прекращают попыток решить вопрос доступа, обращаясь в суды. Дела идут с переменным успехом. В одних случаях судьи выступают «за», в других «против». Основанием для отказа в иске, к примеру, может стать тот факт, что управляющая компания не так и (или) не вовремя предупредила ответчика, что придет на осмотр. Или она не смогла доказать, что ответчик получил ее предупреждения. Или специалист опоздал...

В общем, если над гражданином не каплет (а каплет над его соседом) и если он полон решимости «не пущать», то обойти его будет невозможно. Так что выход один – общаться и пытаться понять друг друга. Или в самом деле планомерно выносить сети в общий коридор и в случае необходимости «отрезать» от общей системы трубу, ведущую в квартиру с протечкой.

#соседи #спор #ЖКХ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (7037) от 25.10.2021 под заголовком ««Отрезать» трубу».


Комментарии