Отношения между Брюсселем, Вашингтоном и Анкарой сильно накалились
Весь декабрь прошел под знаком роста политических разногласий Турции с западными партнерами – Евросоюзом и США. Причем Брюссель и Вашингтон перешли от слов к делу: ЕС ввел против Анкары санкции из-за буровых работ в Восточном Средиземноморье, а американцы усилили давление из-за покупки Турцией российских зенитно-ракетных систем.
ФОТО pixabay
«Турция в одностороннем порядке устраивает провокации и усиливает риторику против Евросоюза. В Восточном Средиземноморье, в исключительной экономической зоне Кипра, Анкара продолжает буровые работы, хотя это незаконно», – заявили участники завершившегося на днях саммита ЕС.
Чтобы умерить активность Анкары, европейцы расширили санкции против турецких чиновников и бизнесменов: им запретили въезжать в страны Евросоюза, их европейские активы заморозят.
Главе ЕС по внешней политике Жозепу Боррелю предстоит проработать дополнительные ограничения. А Ангела Меркель призывает не только пересмотреть роль Анкары в европейских делах, но и проанализировать турецкое влияние в Ливии, Сирии и Нагорном Карабахе. Выводы представят в докладе, который рассмотрят в марте.
Американские санкции введены в соответствии с законом «О противодействии противникам США посредством санкций». Ограничения направлены против управления оборонной промышленности Турции и его главы Исмаила Демира, а также против трех неназванных высокопоставленных чиновников. Санкции предусматривают заморозку их активов в юрисдикции США, запрещают въезд в Соединенные Штаты, а управление оборонной промышленности Турции лишается возможности брать кредиты и ссуды в Америке и приобретать американские лицензии.
«Соединенные Штаты неоднократно давали Турции понять, что покупка системы С-400 поставит под угрозу безопасность военной техники и персонала США и предоставит значительные средства оборонному сектору России, а также доступ ей к турецким вооруженным силам и оборонной промышленности. Мы стремимся продолжить нашу многолетнюю историю продуктивного сотрудничества в оборонном секторе, как можно скорее устранив препятствие, связанное с владением Турцией С-400», – заявил уходящий через месяц в отставку госсекретарь США Майк Помпео.
Для Анкары, правда, эти действия не стали двойным ударом, поскольку европейские и американские санкции не были скоординированы. Это подтвердил заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Мэтью Палмер. Иными словами, европейцы остались равнодушны к покупке Турцией С-400, а американцев мало волнует греческий и кипрский шельф, на который претендуют турки.
Твердость, которую сохранил Эрдоган в вопросе покупки российского оружия, – следствие равнодушия Дональда Трампа к этой сделке, считают многие аналитики. В свое время его больше взволновало намерение турецкого президента оккупировать северо-восток Сирии, населенный курдами. Тогда Эрдоган был крайне недоволен, но подчинился. Впрочем, надо понимать, что дальнейшее развитие американо-турецких отношений ложится на плечи следующей администрации США, планы которой в отношении Анкары пока неизвестны.
Что касается позиции Брюсселя, то после принятия санкций он все же оставил пространство для маневра. Такой вывод можно сделать после статьи главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, которую он написал сразу после саммита, где были введены санкции против Анкары. По его мнению, стабильность в Европе невозможна без баланса в отношениях ЕС и Турции. Боррель тем не менее отмечает, что напряженность в отношениях с Турцией стала одной из важнейших проблем ЕС в 2020-м, и есть вероятность, что эта ситуация сохранится и в следующем году.
Боррель напомнил, что европейская интеграция была связана с необходимостью устранить конфликты между странами. «Сегодня по-прежнему очевидно, что Европейский союз не сможет достичь стабильности на континенте, пока не найдет нужный баланс в отношениях с Турцией и Россией», – пишет дипломат. Взаимные ожидания от договора, подписанного Турцией и ЕС в 2016 году после миграционного кризиса 2015-го, не оправдались, хотя это соглашение и помогло контролировать миграционные потоки в направлении Европы.
«Турция стала значимой в региональном плане силой, и с ней приходится считаться. Однако ее международная повестка несколько расходится с повесткой Евросоюза, а методы Турции отличаются от методов ЕС», – говорится в статье Борреля. По его словам, в связи с этим возникают основополагающие вопросы касательно целей Анкары. «Тот факт, что Турция – кандидат на вступление в Европейский союз, дает ЕС полное право задавать такие вопросы», – подчеркнул Боррель. Он пояснил, что приветствует заявления турецкой стороны о заинтересованности в присоединении к Евросоюзу, но эти заявления должны подтверждаться действиями.
Эксперты сомневаются, что Анкара пойдет на какие-либо уступки ради членства республики в ЕС. Как заявил Эрдоган, комментируя итоги саммита лидеров Евросоюза, Турция требует, чтобы Брюссель выполнил данные ей обещания. Впоследствии он также подчеркнул, что его страна не позволит нарушать свои права и суверенитет.
Как поясняет доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули, ключевая проблема в отношениях сторон состоит в том, что целый ряд стран ЕС, прежде всего Франция, выступает против членства Турции в объединении и блокирует процесс ее интеграции по геополитическим причинам. «С какого-то момента к геополитике прибавились ценностные разногласия. Турция строит авторитарный режим, к тому же Анкара позиционирует себя как защитницу ислама во всем мире. Для ЕС, уставшего от мультикультурализма, это неприемлемо», – полагает эксперт.
Аналитики скептически рассматривают шансы Турции оказаться в рядах объединенной Европы. «Главный вопрос в том, каким будет дальнейшее сотрудничество. Отношения с Евросоюзом никогда не подразумевали равноправия для Турции. И турки это понимают и не хотят терять свою политическую субъектность. Поэтому в перспективе диалог может касаться исключительно условий пролонгации статуса Турции в качестве кандидата на вступление в ЕС. О большем речи идти не может», – уверен директор Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев.
С ним согласен и Тэвдой-Бурмули. По его мнению, сегодня республика уже не так заинтересована в евроинтеграции, как раньше. «Динамика политического развития в последние десять лет уводит Турцию от сближения с ЕС, хотя формально она остается кандидатом на членство. Этот статус Анкара сохраняет, чтобы использовать его и получать некоторые бонусы. Но очевидно, что вступление в ЕС ликвидирует независимость турецкой дипломатии. Вряд ли стороны смогут преодолеть разногласия и вернуться к диалогу об интеграции», – прогнозирует эксперт.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6834) от 24.12.2020 под заголовком «Что Западу нужно от Турции».
Комментарии