От долгов – на всех скоростях

Устремляются к светлому будущему современные бизнесмены.

От долгов – на всех скоростях | Фото: Pixabay / Free-Photos

Фото: Pixabay / Free-Photos

Слово «банкротство» мы слышим сегодня довольно часто. Но точный смысл его, боюсь, понятен далеко не всем. На самом деле, банкротство – это многоступенчатая процедура, в идеале предназначенная для возвращения к жизни «упавшего» предприятия. А в крайнем случае – хотя бы для возвращения долгов тем, кто вложил в него деньги. Инициируется банкротство одним из кредиторов и начинается с этапа наблюдения, которое осуществляет так называемый временный управляющий. Его задача – предварительная оценка состояния активов предприятия. В зависимости от полученных результатов далее следуют либо внешнее управление (когда предприятие еще можно спасти), либо конкурсное производство – при этом речь идет лишь о том, чтобы рассчитаться с кредиторами.

Бразды правления на этом этапе переходят в руки конкурсного управляющего, который должен изыскать на предприятии-банкроте средства для расчетов _ так называемую конкурсную массу. Полномочия этого человека весьма широки. Он отстраняет старое руководство от должностей. Ему должна быть предоставлена вся документация предприятия. Он имеет право реализовать по коммерческим ценам любое его движимое или недвижимое имущество. Казалось бы, все логично и просто. Однако реальная жизнь часто переворачивает все теоретические схемы...


Погибнуть – чтобы возродиться

Подходя в одно прекрасное утро к своему офису на Фонтанке в двух шагах от Аничкова моста, президент ЗАО «ПЕТРОЛЕС- ТРЕИДИНГ» Андрей Иванович Мариничев с удивлением увидел у самых дверей огромный, непрезентабельного вида,автобус. На стеклах его красовались оранжевые листовки: «Продается!» « Какой же чудак эту рухлядь продает?» – успел подумать Мариничев. Ив ту же минуту увидел внизу листовки надпись, которая свидетельствовала, что этим чудаком является... он сам.

Долго размышлять о природе неожиданного «подарка» Андрею Ивановичу не было большой необходимости. Он прекрасно понял, что автобус приехал (разумеется, на буксире, ибо своего хода не имел) с Литовской улицы, 16, где долгие годы располагалось автотранспортное предприятие АТП-34. С 17 октября прошлого года данное предприятие числилось банкротом, и Мариничев, в соответствии с решением Арбитражного суда, был назначен туда конкурсным управляющим.

К конкурсному производству в данном случае перешли, минуя процедуру внешнего управления. И отнюдь не случайно. Временный управляющий, придя в АТП-34, обнаружил, что активов там практически не осталось. Ни одного из семи принадлежащих предприятию зданий. Ни одной более-менее пригодной к эксплуатации единицы автотехники. Только старый заржавленный хлам.

Между тем территория АТП-34 отнюдь не представляла собой заросший бурьяном пустырь. Напротив, там шла весьма активная жизнь. Въезжал и выезжал вполне нормальный автотранспорт. Все здания были целы, и в них трудились люди – в основном те же, что и раньше. Только работали они уже не в АТП-34, а в некоем ООО «Транспортная компания «Барс». В новое предприятие перешло все, что могло приносить прибыль. А в старом остались лишь многомиллионные долги. Да еще директор Алексей Алексеевич Проничев. Он же – директор «Барса».

– Мы, группа опытных менеджеров, пришли сюда, когда предприятие было полностью развалено и разворовано, – рассказывает он. – Предыдущий директор просто бросил его, не оставив нам даже печати. На этом человеке сегодня – долг около 9 миллионов. Но взыскать его невозможно – он инвалид и формально живет лишь на пенсию. Нам пришлось фактически начинать с нуля. Но АТП-34 было уже не спасти. Мы создали новое предприятие, это было непросто, но теперь оно полноценно функционирует, люди получают зарплату...


Получите, распишитесь...

Сегодня Мариничев и Проничев – лютые враги.

Алексей Алексеевич утверждает, что Андрей Иванович еще до вступления в должность (о назначении на которую, видимо, знал заранее) якобы... запросил с него в дополнение к законному вознаграждению сумму в пять раз большую – за то, чтобы решить все вопросы «так, как нужно». А когда получил отказ, потерял к делу интерес и стал его саботировать. Забрал печать и... исчез на два месяца...

Версия, прямо скажем, не очень убедительная. Конкурсный управляющий – полный хозяин на предприятии, и требовать что-то от отстраненного руководства ему просто глупо. 

– На самом деле, все очень просто, – усмехается Мариничев. – Проничев потребовал, чтобы я работал с его юристами и его аудиторами. На это я ответил, что работаю только с теми людьми, которых я знаю и которым доверяю. Тогда Проничев заявил, что мы не сработаемся. В течение двух месяцев после моего назначения шли бесплодные переговоры. А когда я понял, что дело не движется, и пришел на предприятие с членами специальной комиссии, их просто не пустили на территорию: здесь, дескать, находится другое предприятие, и делать вам тут нечего. Оказалось, что нам невозможно предоставить даже самую маленькую комнату для обработки архивов...

Не исключено, что недостало решимости и самому конкурсному управляющему. Мог, к примеру, поставить вопрос перед собранием кредиторов. Но Проничев перехватил инициативу. Подал на Мариничева в Арбитражный суд «за волокиту». 20 февраля состоялось заседание, судья предложила тут же назначить дату встречи. Договорились на 28-е, но 27-го Мариничев получил от Проничева факс, что тот считает встречу нецелесообразной, потому что отправил документы по почте. Оказалось, что первая партия посылок ушла еще 15-го, и в суде он прекрасно об этом знал...

199 посылок общим весом около трех с половиной тонн шли с Литовской на Фонтанку в течение месяца. Из них 92 были наложенным платежом на сумму 25 тысяч рублей. Причем деньги предлагалось перечислять на... уже закрытый счет АТП-34. То есть практически «на деревню дедушке».

Увы, 70% присланного составлял обычный бумажный хлам, который в любой организации время от времени принято сдавать в макулатуру. Но зато в числе прочего были документы отдела кадров — те самые, которые должны храниться 75 лет. От них зависят пенсии, пособия по инвалидности, по ним определяется трудовой стаж работников.

– Как можно было так рисковать? – изумляется Мариничев. – А если бы, не дай бог, что-то пропало?! Ведь это же – человеческие судьбы! 

– Да, согласен, с посылками я, может быть, и не очень хорошо поступил, – признался Проничев в разговоре со мной. – Но другого выхода у меня не было.

А на прямой вопрос, почему среди присланного нет самых главных документов — бухгалтерских отчетов за последние три года и каких-либо свидетельств о передаче в собственность другой организации движимого и недвижимого имущества АТП-34 – он пожал плечами.

– Что было, то и послали. А остальное – дело Мариничева. Пусть ищет.


Наследство «промотавшегося отца»

Легко сказать – ищи. Документы о сделках с недвижимостью, к примеру, выдаются Государственным бюро регистрации (ГБР) только по запросу суда. Мариничев обратился в суд, тот запросил ГБР. И оттуда предоставили документы о том, что три самых больших(общей площадью около 6 тысяч квадратных метров) здания, принадлежавших АТП-34, были проданы им некоему ООО «Сириус». Судя по договорам продажи, АТП-34 должно было получить от сделки 2 миллиона рублей. Что, по оценкам двух независимых экспертиз, проведенных по заказу Мариничева, в десять раз меньше реальной рыночной цены зданий (даже части этой суммы хватило бы, чтобы полностью рассчитаться с долгами). Но и эти деньги на счет АТП-34 не поступили. На прямой вопрос Мариничева Проничев по этому поводу пояснил, что расчет был произведен какими-то векселями, а где эти векселя, он не знает – ищите, дескать, Андрей Иванович...

А собственностью ТК «Барс» здания стали очень просто. «Сириус» (который, кстати, возглавлял один из сотрудников АТП-34) внес их в его уставный капитал (читай – подарил), а сам «почил в бозе», ибо никакой хозяйственной деятельности не вел.

Законность этой комбинации Мариничев в настоящий момент оспаривает в суде. Исчезновение с баланса АТП-34 остальных зданий – в стадии расследования. Судя по всему, их тоже кому-то продали. Впрочем, нет, одно, самое маленькое, нашлось – о нем, видимо, все просто забыли...

Не менее интересный вопрос – судьба принадлежавшей АТП-34 автотехники. Из 130 единиц, числящихся на учете в ГАИ, местонахождение 93 официально неизвестно. Часть из оставшегося находится в аренде у располагающегося здесь же некоего ЗАО «АД- Системс». По имеющимся данным, учредителями его являются Проничев и коммерческий директор «Барса» Г. В. Паластров. Последний (он же – директор этого ЗАО) утверждает, что в аренде у него – 12 единиц, хотя по крайней мере двое кредиторов видели своими глазами договоры на 34 единицы. Аренда – за очень смешные деньги, но и тех несчастное АТП-34 тоже не получило...

Оставшееся из имеющегося в наличии – абсолютный хлам, пригодный разве что для сдачи в металлолом. Но... поскольку «Барс» переоформил на себя договор аренды территории, хлам этот оказался лежащим на чужой земле. И АТП-34 стал должен ее хозяину за хранение. Соответствующий договор в октябре прошлого года от имени АТП-34 подписал Проничев, а от «Барса» – его доверенное лицо. Несколько аналогичных договоров за «мелкие услуги» были подписаны и раньше. Таким образом, Алексей Алексеевич стал представлять одновременно и должника, и кредитора. Последнее оказалось ему очень кстати, так как появилась возможность выступать на собрании кредиторов, «давить» на неугодного конкурсного управляющего и даже требовать его отставки.

А неубранный хлам оказался яблоком раздора. Проничев стал жаловаться во все инстанции на то, что Мариничев медлит с его уборкой. Чтобы ускорить процесс, Алексей Алексеевич начал освобождать территорию сам. Прикатил под окна офиса Мариничева тот самый раздолбанный автобус. Потом, когда при помощи ГАИ его убрали, на этом же месте появился ободранный фургон. А под окнами квартиры Андрея Ивановича – старенький тягач с прицепом. Ни на одно из этих транспортных средств никаких документов у Проничева не было – ищите, дескать, Андрей Иванович.


Цель и средства

27 августа Проничев подписал официальный акт о том, что он НЕ ЗНАЕТ, где находятся документы на автотранспорт и сделки с недвижимостью, большая часть бухгалтерских отчетов и хозяйственных договоров, а также протоколы собраний акционеров и учредительные документы АТП-34. Мариничев, однако, счел, что незнание от ответственности не освобождает. Кто должен отвечать за «уплывшие» здания и автотранспорт, невыгодные сделки и неполученные деньги? Все эти вопросы он поставил перед судом, прокуратурой и ОБЭП. Разбирательства не закончились и до сих пор. Проничев – в бешенстве. 

– Что ему надо?! – возмущается он. – Вот я отстаиваю свой бизнес, интересы людей, с которыми я работаю, а он что?! Он же просто мешает нам нормально работать – настоящий вредитель! 

Попытка автора этих строк посадить конфликтующие стороны за один стол закончилась плачевно – через полчаса разговора Проничев в негодовании вскочил и выгнал Мариничева вон. 

Все дело в личном конфликте этих двух людей, – вздохнул один из руководителей Федеральной службы по делам о несостоятельности и банкротстве, когда я попросил его прокомментировать ситуацию. – У меня уже целая папка их жалоб друг на друга. Не могут найти общего языка, хоть убей...

Прямо скажем, признание откровенной беспомощности. Власть «отдыхает», устраняясь от четких оценок. На мой же взгляд, конфликт здесь гораздо глубже. Спор идет старый как мир — о цели и средствах. Один стремится вперед, ломая все преграды на своем пути, другой хватает его за рукав: 

– Погоди, милейший, разве ТА можно?

– Да отстань ты! – кричит первый с досадой. – В нашей стране ТОЛЬКО ТАК и можно! Иначе все развалят и разворуют! 

Вот таков, значит, наш российский бизнес – к успеху на чужих «костях», кинув кредиторов (среди которых, между прочим, и государство – немалую часть долгов составляют налоги). При этом Проничев не боится признаться, что все «опасные» для него документы попросту утрачены. Он уверен в себе – за ним, как он уверяет, стоят три мощные юридические фирмы.

Возможности же конкурсного управляющего на деле оказываются весьма ограниченными. Любой мало-мальски значимый вопрос он может решить только через суд. Сегодня Мариничев по разным поводам подал на Проничева уже около 20 исков. Одни выиграл, другие проиграл, третьи еще в стадии рассмотрения. Однако суды можно под разными предлогами затягивать, а их решения оспаривать. Между тем время идет, пени по долгам уже превосходят сами долги, и спасти ситуацию становится все сложнее и сложнее. А любые расходы – телефонные переговоры, услуги почты, консультации юристов и прочее – между прочим, конкурсный управляющий должен оплачивать либо из своего кармана (имея в виду, что когда-нибудь потом эти деньги вернет), либо из конкурсной массы, отчитываясь за каждую потраченную копейку перед кредиторами (среди которых, как мы помним, тот же «Барс»).

Вот и ответьте, читатель: процедура банкротства, во всем мире призванная оздоравливать экономику, кому в наших условиях служит? В данном случае речь о сравнительно небольших деньгах, а когда счет идет на десятки и сотни миллионов долларов?

– Я считаю, что данное банкротство – преднамеренное, – заявил один из кредиторов. – Но как это докажешь?

Действительно, при отсутствии документов – никак. Соответствующая статья Уголовного кодекса – «мертвая».

...Между тем дело у Мариничева хоть медленно, но продвигается. Удалось существенно уменьшить сумму кредиторской задолженности – ряд кредиторов от своих требований отказался, часть остальных требований признана необоснованной. Например, суд признал незаконными те самые, заключенные Проничевым «самим с собой», договоры хранения. Впереди – суд по иску о незаконности сделок с недвижимостью...

А недавно «нашлась» еще одна единица автотранспорта. Мариничеву пришел счет на возмещение ущерба от ДТП на сумму 492 рубля 89 копеек. Виновником был водитель автомобиля, принадлежащего АТП-34 и числящегося «пропавшим». Автомобиль абсолютно целый, документы в полном порядке. Перевозит грузы, зарабатывает деньги. Для кого?

#бизнес #закон #предпринимательство

Комментарии