От 60 до 80 % россиян желают работать на пенсии

Желание продолжать работу даже будучи на пенсии, по разным оценкам, демонстрируют от 60 до 80 % россиян: однозначно готовы жить только на пособие 4 % опрошенных. Однако и пенсионеры, и гораздо более молодые люди нередко сталкиваются с тем, что желание трудиться у них есть, а вот «приложить» его некуда — не берут на работу.

От 60 до 80 % россиян желают работать на пенсии | Фото: pixabay

Фото: pixabay

«Несмотря на достаточно большой спрос и реальный дефицит кадров в ряде сфер, возрастная дискриминация продолжается, — отмечают в службе исследований hh.ru. — На прямой вопрос, рассматривают ли они резюме кандидатов пенсионного возраста, каждый третий опрошенный представитель работодателей заявил, что не делает этого в принципе». И опыт трудо­устройства соискателей возраста 50+ подтверждает: чаще всего им отказывают не из‑за недостатка профессиональных качеств, а по причине предвзятого отношения.

Чем в компаниях мотивируют нежелание связываться с такими специалистами? Мышление у работодателей, не готовых брать на работу возрастных сотрудников, как правило, стереотипное. Многие из них уверены, что такие специалисты излишне привержены опыту, а это мешает их обучаемос­ти новому. Что работники пенсионного возраста не вписываются в корпоративную культуру, которую формируют молодые. Что находящиеся в «серебряном» возрасте люди психологически не готовы быстро адаптироваться к новому и слабо ориентируются в современных технологиях.

С юридической точки зрения никакой дискриминации по возрасту при трудоустройстве быть не может — в соответствии со ст. 64 Трудового кодекса РФ, отказ в заключении трудового договора может быть обоснован исключительно деловыми качествами. А работодатель, отказавший кандидату предпенсионного возраста в трудоустройстве, и вовсе подпадает под действие ст. 144.1 УК РФ, где предусматривается штраф в размере до 200 тыс. рублей или обязательные работы на срок до 360 часов. Однако на практике никто писать отказ в работе возрастному кандидату не будет — его просто не примут, сославшись на иные причины.

И петербуржцы это понимают. Свежий опрос показал, что почти каждый четвертый из них опасается не найти работу из‑за возраста. Причем чем он выше — тем больше страх оказаться не у дел. Так, кандидатов в возрасте от 26 до 34 лет этот вопрос практически не волнует. А вот из тех, кто уже стал предпенсионером (т. е. перешагнул рубеж 55 лет), семеро из десяти человек боятся возрастной дискриминации на рынке труда. И неспроста…

«Когда я потерял работу из‑за банкротства предприятия, даже не задумывался о том, что будут трудности с поиском работы, — признается один из предпенсионеров. — Ведь специалист я хороший, с большим практическим опытом. Однако, когда стал рассылать резюме и звонить по объявлениям, почувствовал — возраст 56 лет явно тормозит процесс трудоустройства». «В глаза ведь никто не говорит о том, что ты не устраиваешь — чаще всего хвалят как профессионала и выражают готовность принять, — делится наблюдениями другой. — Но в результате место все равно занимает тот, кто моложе».

Подтверждает приведенные выше мнения и статистика. Исследователи подсчитали: соискатели в возрасте от 31 до 45 лет получают от 21,8 до 46,4 % приглашений на собеседования, а кандидаты 46 – 55 лет в зависимости от отрасли — 2,5 – 8,2 %. Получается, что даже один «лишний» год в пас­порте у соискателя может привес­ти к тому, что вероятность получения приглашения на собеседование снижается почти на порядок.

Да, картина дискриминации по возрасту сильно отличается в зависимости от отрасли, что особенно ярко проявляется там, где в основном заняты молодые люди. В компаниях сферы IТ. В ресторанно-гостиничном бизнесе. На динамично развивающихся транспортных и логис­тических предприятиях. С другой стороны, в области медицины или образования риск оказаться не у дел для возрастных сотрудников минимален — там готовы предоставить рабочие места почти всем. Включая и тех, кому за…

Конечно, многие работодатели не хотят связываться с возрастными сотрудниками и по ряду других причин. Кто‑то опасается, что 55‑летний инженер будет часто болеть и постоянно сидеть на больничном. Другие боятся злоупотребления льготами, ведь пенсионер, как известно, имеет право брать не только основной, но и дополнительный отпуск. А предпенсионерам и работающим пенсионерам, по федеральному законодательству, положены два оплачиваемых дня в году на прохождение диспансеризации. Причем эти «дни здоровья» не обязательно должны фигурировать в трудовом договоре — они обеспечены законодательством. Но…

«Из-за нехватки молодых в ближайшие 5 – 8 лет рынок труда станет рынком «зрелого соискателя» — работодатели будут вынуждены повысить возрастную планку для кандидатов и чаще рассмат­ривать резюме из старших групп населения (а именно 45+)», — полагают в hh.ru.

Возрастные кандидаты этому, скорее всего, будут только рады, поскольку существующий в России размер пенсии явно не позволяет им мечтать о безбедной старости на морском побережье. По данным опросов, свыше двух третей россиян уверены, что размер достойной пенсии должен начинаться от 50 тыс. рублей ежемесячно. А в реальности она пока недотягивает и до 20 тысяч.

Не случайно, выбирая место для жизни после выхода на заслуженный отдых, россияне нередко предпочитают города, в которых им будет проще трудоустроиться. «61 % после достижения пенсионного возраста планирует продолжить работать или подрабатывать, — отмечает Анна Хвостова, директор по региональному развитию сервиса по поиску вакансий. — Фактор возможности трудиться — один из самых важных при выборе города для жизни на пенсии».


#пенсия #работа #опрос

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 22 (7105) от 08.02.2022 под заголовком «Когда опыт не в цене».


Комментарии