Остров преткновения. Почему Россия обвинила Норвегию в нарушении договора по Шпицбергену?

9 февраля нынешнего года исполнилось 100 лет договору о Шпицбергене, определившему международно-правовой статус архипелага. Накануне юбилейной даты посольство России в Осло в специальном заявлении обвинило Норвегию в создании предлога для пересмотра правового статуса острова.

Остров преткновения. Почему Россия обвинила Норвегию в нарушении договора по Шпицбергену? | Фото Льва Федосеева/ТАСС

Фото Льва Федосеева/ТАСС

Как известно, на протяжении целого века экономическая деятельность на Шпицбергене регулируется парижским трактатом от 9 февраля 1920 года, участниками которого впоследствии стали 39 государств, включая СССР (РФ), Норвегию, Швецию, США, Нидерланды, Великобританию, Данию, Францию, Италию и Японию. Документ вступил в силу в 1924 году. Москва присоединилась к договору 7 мая 1935-го. 15 февраля 1947 года норвежский парламент принял резолюцию, в которой признал особые экономические интересы СССР на Шпицбергене. Согласно договору от 1920 года, суверенитет Норвегии распространяется на весь архипелаг Шпицберген, включая Медвежий остров. В то же время страны - участницы соглашения имеют право вести хозяйственную деятельность на островах, могут свободно входить в воды Шпицбергена, пользоваться фьордами и портами. Осло вправе регулировать иностранную коммерческую активность и облагать небольшими пошлинами вывозимые из региона природные ресурсы. Кроме того, договор от 1920 года провозглашает Шпицберген демилитаризованной территорией.

Однако в последние годы власти Норвегии все больше стали говорить о своем полном и абсолютном суверенитете над архипелагом. Начало этому явлению положило принятие страной в 2002 году закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым для ведения любой деятельности на архипелаге от норвежских властей необходимо получать разрешение (ранее действовал уведомительный порядок доступа). Примерно 65% территории острова находится под охраной королевства в качестве заповедных зон. Тогда же российская сторона заявила, что «искусственное расширение природоохранных зон» ограничивает экономическую активность на архипелаге.

Нынешнее заявление посольства РФ в Норвегии подтверждает, что Осло не сделал никаких выводов для себя и продолжает линию по постепенному пересмотру правового статуса острова. В документе, в частности, говорится, что Москва лишена возможности участвовать в подаче заявок на некоторые перспективные участки по энергоносителям. «Российская сторона расценивает вынесение на раунды по распределению лицензий на разработку нефтегазовых ресурсов континентального шельфа участков, расположенных в пределах действия договора, как нарушающее обязательства Норвегии», - указывает диппредставительство.

Посольство уточнило, что не ставит под сомнение норвежский суверенитет над архипелагом, но напомнило: Шпицберген не является «исконно норвежской территорией» и был получен Осло только благодаря соглашению столетней давности. В целом Москва признала, что «на Шпицбергене накопились проблемы» и Осло игнорирует сигналы российской стороны об озабоченности создавшимся положением.

Как отмечают эксперты, противоречия возникают из-за различной трактовки текста договора 1920 года. Россия, а также ряд других стран, например Исландия, указывают, что действие Шпицбергенского трактата распространяется на прилегающие к архипелагу воды и шельф. Норвегия же выступает с иных позиций, заявляя, что шельф и исключительная экономическая зона вокруг архипелага под действие договора якобы не подпадают. А значит, там применяются те же правила, что и в случае материковой части королевства.

«Осло исходит из того, что шельф и эксклюзивная экономическая зона, которая определяется конвенцией от 1982 года (200 миль), не подпадают под условия парижского трактата. Иными словами, в королевстве считают, что 200-мильная зона должна быть сугубо норвежским владением», - поясняет профессор кафедры интеграционных процессов МГИМО, эксперт по геополитическим проблемам современной Арктики Лев Воронков. По мнению эксперта, Осло хочет изменить договор в свою пользу, но для этого необходимо получить согласие всех участников парижского трактата. «Норвегия сознательно поднимает планку своих требований, создавая тем самым предлоги для изменения договора. Однако путем конфронтации здесь ничего не решить. Поэтому попытки утвердить свой безусловный суверенитет над архипелагом обречены на провал», - полагает Воронков.

А вот профессор Дипломатической академии МИД России Владимир Штоль считает, что рост напряженности вокруг Шпицбергена укладывается в антироссийский тренд, который преобладает в риторике Осло с 2014 года. По его словам, Норвегия планомерно отказывается от принципов добрососедства и нейтралитета, которые отличали политику королевства даже в период холодной войны. «У двух стран и раньше были некоторые трения по совместному использованию Шпицбергена, но в последние годы противоречия заметно обострились. В целом в Арктике разворачивается серьезное геополитическое противостояние между НАТО и Россией, и Норвегия, являясь членом альянса, видимо, решила наращивать свое присутствие в регионе», - заключает эксперт.

#политика #Норвегия #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (6625) от 14.02.2020 под заголовком «Остров преткновения».


Комментарии