Опустевший без мигрантов рынок труда ударил по кошелькам россиян

Тот, кто в суровые пандемические времена отважился на покупку квартиры или на ремонт своего жилья, наверняка уже не раз об этом пожалел: итоговые сметы превзошли все самые смелые первоначальные расчеты. Причем трудности и неприятные открытия поджидали смельчаков уже на самых первых этапах – при подборе компании, бригады, прораба-подрядчика. А таких, отважившихся, в прошлом году оказалось немало. Ведь к приобретению квадратных метров россиян активно подвигали, во-первых, боязнь потерять из-за кризиса даже мало-мальские накопления, во-вторых – льготная ипотека, предложенная государством своим гражданам.

Опустевший без мигрантов рынок труда ударил по кошелькам россиян | ФОТО Виктора БАРТЕНЕВА/ТАСС

ФОТО Виктора БАРТЕНЕВА/ТАСС

Петербурженка Марина Юрьевна наняла ремонтников для квартиры с седьмой попытки. Сначала она попыталась разыскать «ребят-азиатов», которые когда-то уже производили в ее квартире некоторые точечные улучшения (работали медленно и не без проблем, но зато дешево, да и нужного качества в конце концов добиться удавалось). Найти их не смогла – видимо, как и многие другие мигранты, уехали в родной Узбекистан. Зато в Сети нашлось множество соблазнительных предложений от продвинутых (по крайней мере виртуально) компаний, предлагавших полный ремонт за 7000, 5000, 3000 и даже по 500 рублей за «квадрат», причем, подчеркивалось, силами рабочих-славян.

К услугам клиента на сайте – специальный калькулятор, куда можно внести площади и примерный перечень работ. Составленная таким образом предварительная смета ремонта части квартиры в целом устраивала хозяйку. Но вот при встрече и детализации эта сумма вырастала вдвое-втрое, так что поиски приходилось продолжать. Руководительница одной бригады в ходе «торгов» нетерпеливо фыркнула: да какая разница, какой там у вас объем работ, – я на объект вообще не зайду, если речь идет о сумме менее четырехсот тысяч! Приходили и «фирмачи», которые обещали более сдержанные цены на свои услуги, но с условием предоплаты и без оформления какого-либо договора, под честное слово. В конце концов хозяйка нашла свободных ремонтников через знакомых своего соседа. Вышло качественно, с документами и гарантией, но дорого, а главное – долго. Почти три месяца прожила Марина Юрьевна в съемной квартире вместо оговоренного одного...

Другой семье, которой пришлось в это же время заниматься отделкой купленной для сына квартиры, повезло куда больше. Удалось договориться с бригадиром, контакты которого (вместе с рекомендациями) на протяжении нескольких лет из рук в руки бережно передаются коллегами. Этакий «корпоративный прораб» с отличной репутацией, много лет назад приехавший в Петербург из солнечного Таджикистана и наладивший здесь успешный бизнес.

Но и здесь не обошлось без огорчений. При обсуждении объема работ интеллигентнейший Дилдор, смущаясь, все же предупредил: все будет сделано качественно и в срок (всего за месяц), но ремонтные расценки к концу 2020 года в городе несколько выросли. Основные производственные силы – таджики, узбеки, киргизы – из-за пандемии разъехались по домам, на рынке отделки образовался дефицит, так что оставшиеся в Петербурге рабочие руки буквально на вес золота:

– Я вас обижать, лишнего брать, не хочу, но и мои люди, поймите, должны заработать – иначе все от меня разбегутся. Сейчас на штукатуров, плиточников, гипсокартонщиков спрос ой какой, – пояснил Дилдор.

Действительно, отделочные работы от его команды этой семье обошлись процентов на двадцать дороже, чем их знакомой, отремонтировавшей такую же квартиру полугодом ранее.

Статистика исхода

По словам посла Республики Таджикистан в Москве Имомуддина Сатторова, вывозными рейсами вернулись из РФ на родину около 200 тысяч его сограждан. Въехать обратно нельзя – границы закрыты. Как минимум  300 тысяч желающих вернуться работать в Россию таджикских рабочих не смогли это сделать, тогда как в лучшие времена в РФ трудились около 600 тыс. человек. Этот факт не может не беспокоить власти Таджикистана, для которого трудовая миграция является главным драйвером сокращения бедности и питает государственную казну – денежные переводы таджикских мигрантов в 2019 году составили $2,7 млрд, что равняется 33,4% ВВП страны.

В конце 2020-го власти Северной столицы обнародовали статистику: приток иностранных гостей в целом снизился на 88% по сравнению с прошлым годом, до 213 тыс. человек (вместе с туристами). Причем работать приехали всего 67 тыс. мигрантов (в 2019-м – 300 тысяч).

По данным НИУ ВШЭ, в Петербурге общее количество присутствующих в городе иностранных трудовых мигрантов в минувшем году упало до 280 тысяч (в 2019-м – 385 тыс.). Согласно информации УВМ ГУ МВД Петербурга и Ленинградской области, к концу года было оформлено и переоформлено 150,6 тыс. патентов на работу – на 66,7 тыс. меньше, чем годом ранее. Число приехавших трудиться узбеков сократилось вдвое, таджиков – в 2,2 раза, киргизов – в 2,4.

Изначально из-за пандемии сотни тысяч мигрантов застряли здесь, причем более половины потеряли работу. Выехать чартерами удавалось далеко не всем – самолетов мало, билеты дорогие. По данным правоохранителей, сейчас на территории страны находятся 6,3 млн иностранных работников, тогда как в прежние годы – от 9 до 11 миллионов. Население Петербурга в разгар кризиса из-за отъезда мигрантов (не только иностранных, но и внутренних) сократилось примерно на миллион человек.

Вакансии подорожали

Из-за возникшего дефицита рабочих рук вакансии стали заметно дороже. В общепите, например, зарплаты выросли на 15 – 20%, немногим меньше – в сфере торговли и ЖКХ, зато больше – в клининге и доставке. «Оставшиеся в РФ мигранты стали зарабатывать в 2 – 4 раза больше (в зависимости от отрасли и вида занятий), чем до пандемии», – сообщила недавно правозащитница и руководитель некоммерческой организации «Тонг Жахони» Валентина Чупик.

В лидерах подорожания – строительство. По информации Forbes, на стройках нашей страны сейчас фиксируется нехватка мигрантов до 40 – 50%. По данным Минстроя, их не хватает в 50 регионах. Об этом же сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в ходе декабрьского правительственного часа в Совете Федерации. «К концу года строителей не осталось на стройке: 1,5 миллиона мигрантов «вымылись», въехать в страну не могут. В одной компании платили 40 тысяч, и все было нормально, а сейчас готовы 90 тысяч платить, но не могут никого найти, – привел пример Хуснуллин. – Сегодня нехватка на рынке мигрантов – порядка 50% дефицита. Мигранты чувствуют, что на рынке есть дефицит, и повышают стоимость своих услуг. Если ранее, например, разнорабочий стоил в месяц порядка 45 тысяч рублей, то сегодня может доходить и до 60». Впрочем, этот дефицит, по мнению вице-премьера, не только проблема. «Он может дать определенный плюс для увеличения производительности труда; это позволяет повышать механизацию, улучшать условия работы, принимать необходимые для прорыва отрасли новые технологии», – пояснил Хуснуллин. Ранее он говорил, что из-за сложившегося дефицита рабочих рук себестоимость строительства в РФ выросла на 5 – 7%.

Об острой нехватке рабочей силы заявил и председатель городского комитета по труду и занятости Дмитрий Чернейко. Однако «виноваты» в этом, по его мнению, прежде всего покинувшие город в пандемию внутренние мигранты. «У нас колоссальный спрос на персонал с очень простой подготовкой, но его мало. Потому что не только иностранные трудовые мигранты постепенно выехали из города. Они, наоборот, остались, потому что из-за пандемии границы закрыты. Однако уехали люди, которые приезжали ранее из других регионов. Их тоже надо кем-то заменять. Поэтому реально имеет место огромный дефицит рабочей силы и в сфере общепита, и в сфере торговли, и в сфере строительства», – подчеркнул Чернейко.

Работодатели конкурируют за строителей, грузчиков, уборщиц, курьеров, водителей и дворников повышением зарплат, отток приезжих из Петербурга спровоцировал снижение цен на аренду жилья на 20 – 40%... Казалось бы, идеальный момент, чтобы заменить расклады на рынке труда в пользу россиян. Сбылась мечта мигрантофоба: гастарбайтеры поуезжали, рабочие места на стройках, во дворах, в магазинах и т. д. освободились «для местных» и подорожали.

И что же?

Пока из видимых эффектов от массового отъезда (неприбытия) трудовых мигрантов лишь подорожание всего и вся для нас, потребителей. Рост цен на жилье, ремонты, такси (аналитики зафиксировали в конце года 20 – 30-процентное подорожание поездок в Петербурге и 50 – 70-процентное в среднем по России), клининг, услуги нянь и сиделок...

И еще – аномальный рост числа зарегистрированных в Северной столице безработных: более 100 тыс. человек. Правда, 62% из них не имели официальной работы и до пандемии. То есть встать на учет их побудила либо утрата временных заработков, либо увеличение минимального размера пособия по безработице и другие меры поддержки, которые дает этот статус, пояснили в Центре занятости населения Петербурга. В России на бирже труда к сентябрю 2020 года стояли 3,7 млн россиян (годом ранее на учете в учреждениях Службы занятости находились 665,7 тыс. безработных). Но массового притока местных кадров в страдающие от дефицита иностранных работников отрасли пока не замечено.

Чего ждать дальше?

Минстрой России предложил, несмотря на пандемию, разрешить въезд трудовых мигрантов, привлекаемых для работы на нескольких строительных объектах. Эти избранные организации гарантируют обеспечение санитарно-эпидемиологического контроля, а мигранты – предъявят отрицательные тесты на коронавирус не старше трех дней. Президент России Владимир Путин поручил правительству и профильной комиссии Госсовета рассмотреть данный вопрос (информация об этом опубликована на сайте Кремля 18 января 2021 года). Срок выполнения поручения – 1 марта 2021 г.

Стало быть, к весне они вернутся...

#ремонт #мигранты #работа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (6847) от 21.01.2021 под заголовком «К весне они вернутся».


Комментарии