ОПЕК+ против G7. Почему участники нефтяного соглашения помогают России?

В начале августа страны — участницы соглашения ОПЕК+ утвердили новые параметры добычи нефти. По итогам переговоров было решено с сентября нарастить производство сырья суммарно на 100 тыс. баррелей в сутки. Тем самым они снова помешали попыткам Запада лишить Москву доходов от продажи сырья.

ОПЕК+ против G7. Почему участники нефтяного соглашения помогают России? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Осторожный рост квот министры ОПЕК+ объяснили недостатком свободных мощностей по добыче и переработке нефти. По мнению участников альянса, это обстоятельство требует использования мощностей с большой осторожностью для ответа на серьезные перебои с поставками. Они также подчеркнули, что недостаточные инвестиции в разведку и добычу повлияют на поставки для удовлетворения растущего спроса после 2023 года. По предварительным данным, коммерческие запасы нефти стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляют 2,7 млрд баррелей в июне 2022 года, что на 163 млн меньше, чем в то же время в прошлом году, и на 236 млн меньше среднего показателя за 2015 – 2019 годы.

Как сообщил после заседания вице-премьер России Александр Новак, сейчас спрос и предложение на глобальном рынке нефти уже вернулись к допандемийным уровням марта-апреля 2020 года. При этом дополнительные объемы добычи позволят удовлетворить растущее потребление топлива в мире, добавил зампред ­кабмина. По его словам, на сегодняшний день международное авиасообщение выросло на 23 % по сравнению с апрелем 2020 года. Одновременно растет деловая активность, наблюдается высокий спрос на энергоресурсы в Китае. В то же время у стран ОПЕК+ по‑прежнему сохраняются опасения относительно дальнейших перспектив нефтяного рынка. «Есть неопределенности, которые нужно учитывать… Это в первую очередь участившиеся случаи COVID-19, распространение нового штамма. Мы видим неопределеннос­ти, связанные с нарушением транспортно-логистических цепочек из‑за вводимых ограничений, в том числе на российскую нефть и нефтепродукты. Это тоже накладывает отпечаток на баланс и формирование цен», — рассказал Новак в эфире телеканала «Россия 24».

Напомним, что ОПЕК+ в мае 2020 года сократил добычу нефти на 9,7 млн б/с из‑за падения спроса на нефть, вызванного пандемией коронавируса. Затем условия соглашения неоднократно корректировались: с августа 2021 года альянс ежемесячно увеличивал добычу на 400 тыс. б/с, в мае-июне уже этого года — на 432 тыс., а на июль-август общая квота увеличена на 648 тысяч. Как известно, еще в начале марта этого года США ввели полный запрет на импорт энергоресурсов из России, а Великобритания объявила о планах прекратить закупки нефти у Москвы до конца года. Позже отказаться от российского сырья решили и страны Евросоюза, но эмбарго должно полноценно заработать только к началу декабря и будет распространяться лишь на морские поставки, а не на трубопроводные.

Впрочем, даже на фоне объявленных санкций Россия продолжает получать высокий объем доходов от продажи энергоносителей, о чем в середине июля сообщили в Международном валютном фонде. Многие европейские страны сегодня пытаются запастись российской нефтью до введения эмбарго и поэтому активно наращивают закупки сырья. В то же время Москва начала перенаправлять экспорт углеводородов в дружественные страны и уже стала крупнейшим поставщиком для Индии и Китая. В этих условиях страны «большой семерки» (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада и Япония) задумались о создании так называемого картеля потребителей нефти для установления потолка цен на сырье из России. Таким образом стороны хотят ограничить прибыль Москвы от экспорта сырья.

«Мы будем стремиться разработать решения, которые сократят доходы России от углеводородов… Мы по‑прежнему привержены рассмотрению целого ряда подходов, включая варианты всеобъемлющего запрета на все услуги, которые позволяют транспортировать российскую морскую сырую нефть и нефтепродукты по всему миру, если только нефть не закупается по цене, которая должна быть согласована с международными партнерами, или ниже нее», — говорится в заявлении G7 на сайте британского кабмина. Предполагается, что потолок цен может быть введен в начале декабря, когда вступит в силу европейское эмбарго. В середине июля министр финансов США Джанет Йеллен заявила, что Вашингтон хочет установить такую цену на нефть, чтобы России все же было выгодно ее добывать. По данным Bloomberg, обсуждается диапазон от 40 до 60 долл. за баррель.

Евросоюз также продолжает гнуть линию на ограничение поставок нефти из РФ. В минувшую среду там рекомендовали импортерам прописывать в договоре купли-продажи пункт, которым экспортер будет подтверждать, что нефть не содержит российской составляющей. Если же будет установлено, что в партии есть российская сырая нефть, но не будет возможности определить точную долю нефти другого происхождения, то вся партия не будет допущена к разгрузке в ЕС.

Впрочем, инициатива западных стран по‑прежнему вызывает много вопросов, считает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. «Главный вопрос заключается в том, станут ли Индия и Китай присоединяться к плану G7. Без них подобную меру вряд ли удастся реализовать. К тому же пока не совсем понятно, какие ответные шаги может предпринять Россия. Если страна вовсе откажется продавать свою нефть по предложенным ценам, то стоимость сырья от других поставщиков может установить новые рекорды», — пояснил Галактионов.

Похожей точки зрения придерживается и ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. По ее мнению, даже в случае создания картеля покупателей нефти такой альянс просуществует недолго. Как пояснила специалист, каж­дому конкретному потребителю проще договориться напрямую с поставщиком о льготной цене, вместо того чтобы вступать в сговор с другими импортерами и накладывать на себя ограничения. При этом Индия и Китай уже покупают нефть у Москвы со значительной скидкой. В июле стоимость сырья эталонной марки Brent на мировом рынке составила в среднем $ 108,92 за баррель, тогда как российская Urals продавалась по $ 78,41 за баррель. Такие данные приводятся в материалах Всемирного банка и Минфина РФ. «Китай, Индия и другие крупные потребители российской нефти вне стран G7 и Запада уже скептически отнеслись к предложению о потолке цен. Все понимают, что последствием подобных экспериментов действительно может стать полный отказ России поставлять нефть странам «большой семерки» и тем государствам, которые пойдут на поводу у Запада. В этом случае стоимость барреля на мировом рынке вполне может подняться до $ 150 и выше», — не исключила Мильчакова.

В Вашингтоне рассчитывают на то, что страны Ближнего Востока смогут серьезно увеличить собственную добычу и тем самым заместить нефть из России. Впрочем, эксперты сомневаются в реализации подобного сценария. «Администрация президента Джо Байдена прилагала большие усилия, чтобы побудить картель ОПЕК и, в частности, Саудовскую Аравию увеличить добычу нефти. Однако Эр-Рияд, видимо, не станет наращивать производство сырья за счет России, которая оказалась под давлением санкций», — полагает аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. В самой ОПЕК ранее неоднократно подчеркивали, что в мире сегодня нет свободных мощностей для замены российского сырья. На этом фоне даже если странам G7 не удастся договориться об установлении потолка цен, то стоимость нефти на мировом рынке продолжит оставаться вблизи $ 100 за баррель.

#нефть #ОПЕК+ #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (7229) от 10.08.2022 под заголовком «ОПЕК+ против».


Комментарии