Община онлайн. Как работает благотворительная организация «Ева»

Уже несколько лет город сотрудничает с различными негосударственными организациями: те оказывают услуги, бюджет потом оплачивает работу. Поэтому, например, среди подопечных старейшей в России благотворительной еврейской организации «Ева» – вовсе не представители только одной национальности. Мы поговорили с директором «Евы» Еленой АМИРЯН и об этом, и о том, как переживает пандемийную изоляцию сообщество, вообще-то весьма общительное.

Община онлайн. Как работает благотворительная организация «Ева» | Чтобы помочь, надо потратиться не только на продукты и обучение волонтеров,  но и на СИЗы. / ФОТО предоставлено благотворительной организацией «Ева»

Чтобы помочь, надо потратиться не только на продукты и обучение волонтеров, но и на СИЗы. / ФОТО предоставлено благотворительной организацией «Ева»

Елена Григорьевна, для общественной организации государство, муниципалитет – стабильный партнер. Но непростой.

– Мы сотрудничаем с городом с 2017 года. В реестр поставщиков социальных услуг включают организации, которые соответствуют определенным критериям. Например, нужно существовать не меньше пяти лет (а мы работаем с 1989 года) и иметь соответствующий опыт работы (а мы с самого начала и ухаживали за пожилыми людьми). Так что нас внесли в реестр практически сразу. В рамках своей благотворительной деятельности мы обслуживаем около полутора тысяч человек, а по госзаданию, по 422-ФЗ, – 250 человек.

В профессиональном плане нам труднее не стало, просто подопечных прибавилось. Человек, который имеет право на социальное обслуживание, получает от города список организаций, к которым может обращаться, – государственных и негосударственных.

Трудности в другом – и они возникают, пожалуй, едва ли не у всех коммерческих и некоммерческих организаций, которые входят в реестр. Требования к отчетности и условия жесткие, и мы к этому привыкли, но документация еще и часто меняется. К примеру, в конце прошлого года поменялись правила сотрудничества с городом: организациям возмещают только затраты на зарплату, аренду помещения. То есть уже не получается пустить эти деньги на обучение соцработников, а кадров не хватает. Мы обучаем, но эти расходы не возмещаются. Поэтому организациям в социальной сфере сложно «увеличивать охват».

Среди соцработников много трудовых мигрантов. В пандемию многие уехали домой.

– Да, нам постоянно нужны больше 700 патронажных работников. Очень сложно находить людей. Мы и обучаем, и контролируем, но все равно больше на свой опыт полагаемся, когда решаем, можно ли человеку доверить ухаживать за пожилым.

С этим сложности везде – в Израиле, в Америке: труд тяжелый и физически, и психологически, местные на такую работу нечасто идут. У нас много мигрантов работает из Средней Азии, особенно на «тяжелых адресах», где человек лежачий. С иностранцами все осложняется еще и тем, что надо следить за сроками регистрации, документами, патентами, страховками. Для этого приходится держать отдельного сотрудника.

Если говорить об общине: «благотворительность» – это ведь не только материальная помощь?

– Конечно. У пожилых две глобальные проблемы. Первая – действительно материальная: тем, кто живет только на пенсию, все-таки сложно. Вторая – нехватка общения, это практически всех пожилых касается, даже когда есть дети, внуки: все равно теряется привычный круг, появляется старческая депрессия.

Поэтому мы помогаем не только материально: у нас много разных программ – хор, танцы, курсы английского, краеведческий клуб... Есть программы для людей всех возрастов. Я тут уже 20 лет работаю, вижу смену поколений – как прежние дети уже своих детей приводят.

Весь сентябрь – сплошные еврейские праздники: новый год Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот, Симхат Тора. Ваша организация светская, но наверняка на все праздники люди собирались. А теперь?

– Очно не собираемся с конца марта прошлого года: не можем пожилых людей подвергать опасности. Перекочевали в онлайн: уже около 200 человек научили пользоваться Интернетом, некоторым мы приобретали планшеты.

Сейчас типичное наше мероприятие – это включенный компьютер и на экране окошки в «зуме». Практически каждый день: разного рода гимнастика, лекции, уроки компьютерной грамотности, по пятницам музыкальные встречи.

Мы быстро перестроились. В первую очередь надо было решить вопрос с благотворительной столовой: ежедневно к нам приходили обедать около ста пожилых, и совсем не только ради обеда, но и ради общения, и заодно в библиотеку, в клуб. В пандемию мы привлекли волонтеров и стали доставлять обеды на дом. Вот тогда я, наверное, впервые осознала, что не только приходили люди, живущие неподалеку, но и приезжали со всего Петербурга: с Гражданки, с юго-запада. Это для них был своего рода ритуал, дело: собраться, доехать. А теперь уже мы ехали на Гражданку и на юго-запад.

Наш проект «Мобильная помощь» поддержал тех, кому особенно тяжело было выходить из дома, или сложно приготовить пищу, или у кого просто трудная ситуация. Раз в месяц курьеры доставляли продуктовые наборы на дом, мы обучили волонтеров, которые помогают нашим подопечным в быту – телевизор или компьютер настроить, в целом по хозяйству.

Очень быстро стало понятно, что со всеми надо поддерживать связь, хотя бы по телефону. Потом уже появились онлайн-программы. Правда, не могу сказать, что удалось вовлечь многих – Интернета пожилые побаиваются, но мы постоянно потихоньку эту идею продвигаем. У нас появился координатор онлайн-программ, она бесконечно кого-то консультирует.

Бабушка случайно в планшете включит авиарежим – и паника: «Не работает!». Конечно, надо иметь ангельское терпение, потому что иногда нужно много раз по новой объяснять. Зато когда начинает получаться, уже все нравится.

Организация называется «Ева», как нарочно: на фотографиях с разных концертов или занятий – почти одни женщины.

– Женщины и живут дольше, и активнее – вы в любой театр или на экскурсию придите, в публике такое же соотношение. Но среди сильного пола есть просто выдающиеся личности. Одному мужчине мы в этом году отмечали 100 лет. Он многое пережил, был в оккупации, в гетто. На праздниках он садился за пианино, музицировал. Сейчас подключается к нашим трансляциям – компьютером и без нас умел пользоваться: он технарь, работать-то закончил всего несколько лет назад.

У нас есть программы дневного центра – мы его называем «детский сад для пожилых»: до пандемии привозили сюда на мини-вэне тех, кому сложно выходить из дома. Они у нас проводили тут день, группа собиралась раз в две недели. Когда пандемия поутихла, мы программу восстановили, но привозим не к нам, а в парк, пока погода позволяет. Гуляющие, наверное, могут наблюдать эту живописную картину: парк, а на полянке в креслах сидят, беседуют бабушки и дедушки в соотношении, как правило, 10 к 1.

Кстати, в обычной жизни наш «типичный» волонтер – как раз пожилая женщина: программы в основном идут в дневное время, поэтому работающим или студентам сложно вырваться. В пандемию волонтер «помолодел», но сейчас учебный год, работа вошла в нормальный режим – и начались проблемы с развозкой обедов: мало тех, кто днем свободен.

В еврейской традиции – жертвовать. Много ли такого рода помощи?

– Да, в традиции – десятину отдавать. За 70 лет советской власти это было во многом утрачено, но в последние годы возрождается. И вот что я замечаю: крупных жертвователей не так много, а небольших пожертвований от обычных людей становится больше. В том числе от наших же подопечных: оставляют небольшие деньги в ящичке для пожертвований или перечисляют на счет.


#благотворительность #организация #работа #пандемия #помощь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7019) от 29.09.2021 под заголовком «Община онлайн».


Комментарии