Морской музей в Котке предлагает увидеть «плоды Эдема»

«Велламо» — морской музей в Котке, здесь постоянно демонстрируются различные экспозиции на тему моря — как финские, так и международные. Сегодня посетители заходят сюда, привлеченные интригующей неоновой вывеской Sex and Sea и пирамидой из потрепанных фибровых чемоданов...

Морской музей в Котке предлагает увидеть «плоды Эдема» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Вот молодая семья с малолетними детишками. Ограничение 15+ их не пугает. Родители, возможно, остались бы подольше, но дети торопятся дальше: наверняка знают, что внизу можно побегать по палубе берегового катера.

Вот показалась супружеская пара пожилых финнов. Торопливо проходят вдоль витрин. Они и остались бы подольше, но присутствие других зрителей их явно смущает.

Не рискованно ли было браться за такую щекотливую тему, спрашиваю Эрика Тиркконена, куратора выставочной деятельности морского музея «Велламо».

— Тема сложная, но все зависит от того, как она раскрыта, — говорит Тиркконен. — Я посмотрел эту выставку в Дании, прежде чем мы решили показать ее в «Велламо». Тема раскрывается с разных сторон и различными средствами — здесь есть инсталляции, фильмы, много уникальных исторических артефактов. Ранее она была показана еще в Швеции, Голландии и получила отличные отзывы.

Было бы удивительно, если бы Эрик Тиркконен отказался от возможности показать в своем музее проект всемирно известной пары — голландской художницы и театрального режиссера Саскии Боддеке и британского режиссера-авангардиста Питера Гринуэя. Российским зрителям эта супружеская чета знакома благодаря выставке «Золотой век русского авангарда», которая с огромным успехом прошла в Москве, и премьерному показу фильма Саскии Боддеке «Алфавит Гринуэя» в Петербурге. От таких авторов ждешь нестандартных шагов и решений.

Боддеке и Гринуэй превратили выставку в перформанс, погрузив зрителей в теневую сторону жизни моряков, неизвестную обычным людям. В полутемном зале освещены лишь витрины и экзотические экспонаты; старинные чемоданы набиты подарками, привезенными из дальних стран; зрителей обволакивают звуки моря и загадочные голоса русалок.

Здесь все сделано для того, чтобы хотя бы отчасти почувствовать состояние и настроение, охватывающее людей, которые большую часть времени проводят в объятиях непредсказуемой водной стихии. Зрителю предлагается прямой разговор о том, как живется людям в море. В артхаусном фильме, снятом Саскией Боддеке и Питером Гринуэем специально для проекта, моряки сами рассказывают о своей жизни — непредвзято, порой жестко. О настоящей мужской дружбе и взаимовыручке; о юношеской романтике; о том, как тоска по женщине заглушается случайными встречами, которые зачастую приводят к печальным последствиям; о поступках и наклонностях, обычно осуждаемых в обществе; о любви — обретенной и оставленной далеко за морем. Одна из героинь фильма, когда-то работавшая на судне буфетчицей, рассказывает, что перед отходом в родной порт по-матерински говорила морякам, вытаскивая их из борделей: «Парни, мы возвращаемся. Забудьте, что здесь было. Что было в Австралии, то в Австралии и останется. Мы идем к родным берегам».

Моряки постоянно живут между двух берегов: в море одна жизнь, дома — другая.

Фильм дублирован на английском и финском. Но владеющие даже начальным уровнем английского поймут его суть. Море непредсказуемо, и только сильные мужчины выдерживают долгую и близкую связь с ним.

Не менее интересен посетителю и выставочный ряд. Представленные зрителю экспонаты отражают самые яркие моменты, связывающие море со страстями человеческими. Некоторые из них довольно невинны, другие щекочут воображение.

Душа коллекционера дрогнет при виде шикарной коллекции копий парусников и миниатюрных кораблей в бутылках. Многие моряки занимались этим творчеством в длительных переходах в свободное от вахт время. Копии парусников можно увидеть не только в музеях, но и во многих лютеранских церквах. Создание копий и миниатюр требовало сильной концентрации внимания, которая отвлекала от страстей пагубных.

Несколько прекрасно сохранившихся деревянных скульптур, которыми обычно украшали нос и борта кораблей, напоминают о тех временах, когда деревянная женщина была единственной на корабле. Говорят, что предубеждение против женского пола в море сформировалось на пиратских парусниках, а впоследствии распространилось на весь флот.

Несмотря на предубеждения, судам часто давали имена женщин. Обычно судостроители и владельцы называли корабли в честь дочерей, жен или матерей.

Иные моряцкие чемоданчики, в избытке представленные на выставке, хранят вполне добродетельные сувениры: шерстяные носки, альбомы с открытками из иностранных портов, музыкальные инструменты или милых мопсов из Стаффордшира.

Хотя с мопсами все не так просто. Фарфоровые собаки были особенно популярны среди скандинавских моряков. Стаффордширских собачек всегда покупали парами и ставили их дома на окно. Считалось, что это символы верности и бдительности. Но, как гласит молва, бывало их использовали совсем в другом смысле. Если одна из собак была повернута носом в дом, это означало, что моряк в море, а женщина дома одна.

...Выставка с таким названием, конечно, не могла обойтись без запретного плода Эдема. Долгое время считалось, что дрейфующие у берегов огромные орехи с причудливыми формами, напоминающими женские, росли на дне океана и поднимались на поверхность после созревания. Ценились они довольно высоко.

Секрет плодов Эдема был раскрыт в 1730 году, когда на Сейшельских островах нашли новый вид пальмы (Lodoicea maldivica). Оказалось, именно на ней растут кокосы причудливой формы. Интересно, что парные кокосы развиваются только на женских деревьях, тогда как у мужских деревьев растут длинные цветы фаллической формы. Понятно, почему острова назвали потерянным садом Эдема.

В выставочных витринах много экзотики. Например, мифические василиски, олицетворяющие, по убеждениям древних, грех и похоть (правда, сделаны они из скатов). Светящиеся гирлянды морских губок — так называемые цветочные корзины Венеры, которые в Японии считаются отличным свадебным подарком. Эротические гравюры, процарапанные на зубах и клыках морских животных и привезенные моряками из дальних стран. Эротические снадобья, которые, говорят, можно и сегодня найти в Интернете.

Экскурсовод расскажет, что знаменитая «шпанская муха» это не муха, а жук Lytta vesicatoria, и его употребление не приводит к желаемому драйву, как считалось в былые времена, но зато облегчает боль. С этой целью «шпанскую муху» даже продавали в аптеках Финляндии.

Мифические русалки, оказывается, имели реальных прототипов. Скорее всего, ими были ламантины, или морские коровы, — водяные млекопитающие, живущие в тропиках, которые на деле выглядели не так романтично и привлекательно, как гласит молва. Но издали, да еще ночью, их можно принять за человекообразных существ с хвостом.

Надо заметить, что показ выставки Sex and Sea в Котке весьма символичен. Ведь морской центр «Велламо» находится в старом порту «Кантасатама», где когда-то каждый день швартовались до сотни судов, а в окрестностях порта было полно питейных заведений. Одно из них — старинный ресторан — успешно работает и сегодня. В нем когда-то пела ветреная и любимая моряками Розалия Гуревич, которую называли Розой Котки и о которой сложили берущую за душу песню.

#музей #море #Финляндия #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (6263) от 06.09.2018 под заголовком «Об этом пела Роза Котки».


Комментарии