Новый срок Эмомали Рахмона. Так ли прочна таджикская стабильность?
11 октября в Таджикистане состоялись президентские выборы. Прогнозируемую победу за явным преимуществом одержал действующий президент республики Эмомали Рахмон. В отличие от ряда других стран СНГ послевыборные протесты в этой стране представляются маловероятными. Но так ли уж прочна таджикская стабильность?
ФОТО pixabay
Выборы с ограниченным выбором
Ни один серьезный специалист по Центральной Азии не предсказывал закрученной интриги и борьбы в первом туре президентских выборов в Таджикистане. Номинально, согласно национальному законодательству, кандидатом в президенты в этой стране мог быть любой гражданин, достигший 30-летнего возраста, обладающий высшим образованием, владеющий государственным языком и в обязательном порядке не менее десяти последних лет перед голосованием проживающий на территории республики. Однако очень сложное условие, предполагающее для независимых кандидатов или претендентов от не представленных в парламенте партий собрать подписи 5% избирателей, сделало практически невозможным участие в электоральной кампании действительно оппозиционных кандидатов. Единственная зарегистрированная партия (Социал-демократическая), находящаяся в решительной оппозиции к исполнительной власти, отказалась участвовать в выборах, а небольшие представленные в законодательном органе власти политические партии хоть своих кандидатов и выставили, но серьезных политических баталий не вели и в совокупности набрали 8% голосов.
В итоге в очередной раз победа досталась недавно отметившему 68-летие Эмомали Рахмону, возглавляющему южную республику уже более четверти века (первый раз на президентский пост он был избран в уже далеком 1994 году). На сей раз за его кандидатуру на новый семилетний мандат отдали голоса 92% избирателей. Явка составила, что неудивительно для данного региона, 85,3%. С учетом того, что «политическая площадка» в республике давно зачищена, ожидать каких-то волнений и протестов не приходится. Однако «авторитаризм по-таджикски» не кажется таким уж неуязвимым...
Главная угроза
Как и в большей части постсоветских республик Средней Азии, общественно-политическое развитие Таджикистана проходит в условиях, мягко говоря, далеких от европейского понимания демократии. Реально оппозиционные политические силы исключены из легальной общественной жизни, это касается и либеральных кругов, и исламистов. Оппозиционные лидеры находятся или в эмиграции, или в заключении. Антивластные средства массовой информации в республике практически отсутствуют.
Органы госбезопасности работают достаточно эффективно, хотя имевшие место покушения на Эмомали Рахмона показывают, что полностью от недовольных власти избавиться все-таки не удалось. Сам Рахмон в свое время пришел к власти на фоне гражданской войны. Возглавляемая им Народно-демократическая партия Таджикистана некогда имела «левый профиль», но в политических условиях 2000-х годов превратилась, по сути, в «партию-государство», главный политический инструмент таджикского чиновничества. Центральная Азия, что и говорить, имеет собственные традиции, свою политическую культуру. Поэтому не стоит, наверное, удивляться, что бывший глава колхоза в Кулябской области стал в итоге – официальный титул – «основателем мира и национального единства – лидером нации»...
Авторитаризм власти в полной мере проявляется в отношении с религией. Сам Рахмон является мусульманином-суннитом, но в годы гражданской войны в 1990-е боролся против «исламо-демократических» кругов, и именно он и его окружение добились в 2015 году признания верховным судом Партии исламского возрождения Таджикистана террористической организацией. Органы внутренних дел республики не менее жестко, чем в Узбекистане и Туркменистане, контролируют духовенство, а президент принял решение вернуть молодежь из медресе исламских стран: «они там вместо мулл становятся террористами и экстремистами». В Таджикистане действует закон «Об ответственности родителей», требующий, чтобы во время школьных занятий дети не посещали мечети. В противном случае на родителей накладывается внушительный штраф. Очевидно, что власти понимают: в современных условиях именно исламисты представляют собой наиболее серьезную угрозу для режима.
Вместе с тем Эмомали Рахмон заявляет, что «необходимо вернуться к нашим культурным корням». Видимо, поэтому уже в нынешнем году был принят закон, запрещающий использовать славянские суфиксы в фамилиях и отчествах. Правда, при этом исключение сделано для национальных меньшинств. Однако отчасти и политика «государственного национализма» привела к тому, что русское население республики, к 1989 году составлявшее почти 400 тысяч человек, на сегодняшний день сократилось более чем в десять раз. Заметно снизился в Таджикистане и процент второй по численности общины – узбекской.
Бедная страна – большие проблемы
Серьезной проблемой страны является то, что из республики активно уезжают не только представители национальных меньшинств. Таджикских трудовых мигрантов сегодня можно встретить почти повсюду на просторах СНГ, но прежде всего, конечно же, в России. Согласно официальным данным из Душанбе, на территории РФ живут и работают более 1,1 млн выходцев из Таджикистана. Эта республика очень зависит от денежных переводов земляков-мигрантов, составляющих более 40% валового внутреннего продукта страны.
Уезжают и высококвалифицированные специалисты, и люди без всякой профессиональной подготовки. Когда средний уровень заработной платы составляет унизительную цифру, эквивалентную 105 евро в месяц, такая перспектива, понятно, не вселяет в людей больших надежд. И власти понимают, что социальные проблемы нужно решать, признают, как это делает нынешний глава правительства Расулузадда Кохир, что «безработица – причина вербовки молодежи в террористические организации». Конечно, гражданская война в 1990-е серьезно усугубила проблему бедности в стране, но ведь война завершилась уже более 20 лет назад! Да, с тех пор власти запустили стратегию сокращения бедности, охватывавшей в конце 1990-х свыше 80% населения. Теперь, согласно официальной статистике, уровень бедности сократился более чем в два раза. Но, как видим, по международным меркам, даже средний уровень жизни в Таджикистане очень и очень скромен.
Тем не менее у республики имеются ресурсы и потенциал для куда более достойной жизни. В частности, речь идет о гидроэнергетическом потенциале и достаточно крупных залежах минеральных ресурсов (например, алюминия), а также о прочной сельскохозяйственной базе (страна остается аграрно-индустриальным обществом, где значительная часть населения продолжают жить и работать в сельской местности). Так, Таджикистан считается одной из самых обеспеченных стран планеты по возобновляемым источникам энергии, а основой национальной энергетики еще с советского времени являются гидроэлектростанции. Однако современный электроэнергетический комплекс республики находится в кризисном состоянии, а большая часть жителей страдают от дефицита электроэнергии в зимнее время.
Продвигая общую политику этатизма, правящая партия в экономическом плане продолжает делать ставку на решающую роль государственного сектора в национальной экономике. Наиболее значимые предприятия в сфере легкой промышленности, электротехники и машиностроения принадлежат государству. Но, увы, о внешнеэкономической эффективности этих предприятий говорить особо не приходится. Большим ресурсом страны можно назвать текстильное производство, ведь таджикская земля богата хлопком, в стране производят шелковые коконы и шерсть. Очевидно, что при должном уровне управления это способствовало бы реальному экономическому прогрессу Таджикистана...
Между Москвой и Пекином
Само географическое положение республики говорит о необходимости проводить дифференцированную внешнюю политику. Хорошо известен высокий уровень межгосударственных отношений Таджикистана и России. Наши страны активно сотрудничают друг с другом в рамках СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества. Известен настрой Душанбе на вступление в ЕАЭС.
Двухстороннее взаимодействие с Таджикистаном происходит сразу по нескольким направлениям. Например, в сфере обороны и безопасности – РФ продолжает оставаться главным партнером Таджикистана в военной области. Россия и ее энергетические компании вложили около 16 млрд рублей в строительство Сангутдинской АЭС. Достаточно тесная кооперация налажена в гуманитарной сфере, это касается, в частности, среднего и высшего образования.
Логично, что любая страна прежде всего делает ставку на развитие ровных взаимоотношений со своими соседями. Вот на этом направлении как раз у Душанбе не все так радужно. Регулярно возникают территориальные склоки в пограничной зоне с Киргизией. Несмотря на этническую и культурную общность таджиков с главенствующим в Иране народом (персами), политические отношения Душанбе и Тегерана на данном этапе весьма напряженные, а экономические связи почти свернуты. Отчасти потому, что Иран негативно воспринял репрессии властей Таджикистана против Партии исламского возрождения, ряд лидеров которой оказались в политической эмиграции.
Многие годы весьма напряженными были отношения Таджикистана с соседним Узбекистаном. Однако здесь после смены власти в Ташкенте в 2017 году появился прогресс: была достигнута договоренность о возобновлении поставок узбекского газа, разрешили неприятный территориальный спор вокруг Фархадской ГЭС. Сегодня отношения двух центральноазиатских соседей можно назвать партнерскими. Отметим также, что постоянной проблемой для безопасности Таджикистана является ситуация у южного соседа – Афганистана.
Если в 2000-е годы иностранные эксперты уверенно относили Таджикистан к российской сфере влияния, сегодня ситуация не кажется такой однозначной. Урегулировав в начале тысячелетия территориальный спор в зоне Восточного Памира с КНР, эта республика стал резво налаживать всестороннее сотрудничество с Китаем. Как отмечает министр иностранных дел Сироджиддин Аслов, «взаимодействие Душанбе и Пекина имеет характер стратегического партнерства». Китай стал главным поставщиком для Таджикистана. Душанбе также активно привлекает китайцев к освоению природных недр страны. К примеру, действуют совместные предприятия по добыче серебра и переработке свинцово-цинковых руд. Очевидно, что и в дальнейшем «китайский фактор» во внешней политике Таджикистана будет возрастать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (6785) от 15.10.2020 под заголовком «Новый срок Эмомали Рахмона».
Комментарии