Новые вызовы для Макрона. Что показали муниципальные выборы во Франции

28 июня во Французской Республике прошел второй тур муниципальных выборов. Их результаты, равно как и актуальная социально-экономическая ситуация в стране, дают основание нынешней исполнительной власти всерьез задуматься о перспективах.

Новые вызовы для Макрона. Что показали муниципальные выборы во Франции | Иллюстрация Netfalls - Remy Musser/shutterstock.com

Иллюстрация Netfalls - Remy Musser/shutterstock.com

Испытание пандемией

Для стран романской Европы пандемия стала серьезным испытанием на прочность. Первые случаи проникновения вируса во Францию были зафиксированы еще во второй половине января. Зараза распространялась, особенно в крупных городах, достаточно быстро. Прежде всего COVID-19 затронул столичный регион (Париж) и департаменты Иль-де-Франс, Бургундию, Верхнюю Францию, восточную часть страны.

Власти с середины марта начали принимать жесткие карантинные меры. Работать позволили только объектам, осуществлявшим «существенную торговлю» (продукты, лекарства, табак), тогда как многие предприятия были закрыты, равно как и средние и высшие учебные заведения, общественные учреждения, рестораны и кафе, спортивные залы и культурные объекты. На несколько недель Париж как будто вымер: гражданам разрешалось покидать свое местожительство не далее чем на километр, при этом не больше чем на час и раз в сутки. Столичный метрополитен несколько недель кряду просто не функционировал нормальным образом. Нарушителей же дисциплины наказывали серьезными штрафами.

Лишь после Дня Победы французы стали возвращаться к нормальной жизни, но поэтапно и в зависимости от района проживания. Часть страны, где число инфицированных оказалось самым высоким, была определена как «красная зона», где рестриктивные ограничения действовали в более жестком виде. Правда, на сегодня континентальная Франция уже вся в «зеленой зоне». Режим самоизоляции таким образом продлен лишь для ряда заморских департаментов. А в остальной части страны уже вновь открыты средние и дошкольные учебные заведения, фитнес-залы и крупные универмаги, равно как и любимые французами бистро и рестораны. С определенными санитарными ограничениями, но открываются также кинотеатры и театры.

Пандемия привела к инфицированию 160 тысяч французов. Из них около 30 тысяч человек, в основном очень пожилые люди, ушли из жизни. В то же время более 70 тысяч человек вылечены. Как отмечает французский сенатор Давид Ассулин, «Макрон и правительство при проведении санитарной политики действовали с явной оглядкой на экспертов - национальный совет и медицинскую академию». Сейчас можно сказать, что уровень коронавирусной опасности во Франции заметно снизился. Но при этом опросы говорят: свыше 60% французов все еще обеспокоены в связи с проблемами, порожденными вирусом.

Кривая рейтинга власти

Разумеется, рядовые французы переживают не только за свое здоровье, хотя как раз первые недели карантинных мер показали, что французская система здравоохранения, считавшаяся одной из самых совершенных в мире, оказалась в весьма непривлекательной ситуации. Даже в Париже в больницах не хватало аппаратов для индивидуального вентилирования легких, а в аптеках сложно было найти маски. Ведь 4/5 французов опасаются, что общая социальная ситуация продолжит деградировать, почти половина убеждены, что это коснется их предприятий.

Безусловно, пандемия ударила по французской конкурентоспособности. По итогам первого квартала валовый внутренний продукт (ВВП) упал почти на 6%, подобного в квартальном измерении не было аж с конца 1940-х годов! По подсчетам Национального института статистики и экономических исследований, в годовом исчислении каждый «карантинный» месяц может стоить стране потери до 3% ВВП. Миллионы французов неделями «сидели дома», в марте-апреле так называемая техническая безработица охватила более 9 млн человек. И государство вынуждено было раскошелиться на 31 млрд евро, чтобы поддержать сограждан. Очевидно, что сложилась такая ситуация, когда реальные потери несли и трудящиеся, и патронат, и самозанятые.

Вряд ли стоит удивляться в этой ситуации, что французы достаточно критично оценили общую политику исполнительной власти. Майские опросы показывают: 6 из 10 респондентов считали, что власть была не на высоте положения в деле противостояния COVID-19. При этом лишь 15% французов, по данным опросов, стали лучше относиться к исполнительной власти на фоне борьбы с пандемией. Около 55% в свою очередь в ответах социологам указывали, что не доверяют нынешней власти республики.

Кривые популярности и президента Эммануэля Макрона, и премьер-министра Эдуарда Филиппа пошли вниз. Правда, как раз последние недели показали, что ситуация для них улучшилась. То, что общество все же относительно быстрыми темпами выходит из самоизоляции, сыграло в пользу власти, рейтинг которой начал расти. И хотя Макрону больше сограждан не доверяют, чем доверяют, рейтинг персонального доверия Филиппу поднялся до отметки 54%. По мнению известного французского политолога профессора Сьянс-По Марка Лазара, «с одной стороны, это козырь для исполнительной власти, но с другой - проблема для Елисейского дворца: глава государства всегда чувствует себя неуютно, когда уровень популярности его премьер-министра заметно выше».

Еще одной системной проблемой для Макрона и его команды является то, что, олицетворяя политический центр во Франции, они объективно подвергаются критике со стороны различных оппозиционных сил. Конечно, в период пика пандемии ситуация в стране была относительно спокойная. Но уже первые разрешенные манифестации протеста (выступления против полицейского произвола и расизма, акции работников здравоохранения) показали, что боевой дух французского социального протеста никуда не исчез.

Президент настроен на диалог

Франция, как и другие страны Европейского союза, не была подготовлена к атаке коронавируса, что потребовало, естественно, экстренных ответов. И эти ответы выходят из разряда обычной реакции. Не без оснований же сам президент Макрон назвал сложившуюся ситуацию «беспрецедентным периодом истории». Призвав соотечественников к «переоценке наших ценностей», глава государства предложил гражданам Франции достойно ответить на вызовы COVID-19, работая над созданием более справедливого общества.

Здесь, очевидно, сказывается и социал-либеральная идеология, приверженцем которой выступает Эммануэль Макрон, и необходимость предложить согражданам реальную, вызывающую у общества доверие повестку действий. Надо отметить, что центрист Макрон реагирует на вызовы достаточно грамотно. Он пригласил нацию к широкому общественному диалогу и в качестве примера для консультаций предложил высказать свою точку зрения о будущем страны бывших президентов и премьер-министров. Параллельно президент Франции пытается привлечь к разработке ответов и действующих парламентских акторов.

Макрон и его министры ставят вопрос о продолжении политики децентрализации. Власть заинтересована в торможении роста безработицы, что подразумевает запуск ряда дополнительных мер по организации переобучения и переквалификации молодых наемных работников. С этой точки зрения логично, что власть проявляет готовность к компромиссам и переговорам с профсоюзным движением, в целом настроенным к социально-экономической политике Макрона весьма критично. Кроме того, власти приняли ряд своевременных мер, направленных на поддержание частичной занятости. Начал работать также фонд поддержки для независимых, чьи средства принесут финансовую поддержку самозанятым.

Достаточно активной представляется сегодня и внешняя политика Парижа. Внутри ЕС французская дипломатия относится к тем силам, которые энергично отстаивают необходимость более энергичных действий Евросоюза и его институтов в условиях пандемии. То, что сегодня в ЕС обсуждается план выделения 750 млрд евро на поддержание европейской экономики, является во многом заслугой Парижа.

Энергичность французской дипломатии мы видим и на других направлениях. Париж заинтересован как можно быстрее договориться с Лондоном относительно технических аспектов «брекзита». В последние дни мы увидели, что Макрон открыто выступил против гегемонистской политики Турции в Ливии. Кроме того, для нас интересно то, что президент Франции по-прежнему настроен на продолжение диалога с Москвой. В одном из недавних президентских твитов Макрон отметил, что политический диалог с Россией непременно продолжится, ибо обе стороны заинтересованы в обеспечении безопасности в Европе и мирном разрешении региональных конфликтов.

Победы левых сил

Муниципальные выборы-2020, безусловно, войдут во французскую политическую историю. Прежде всего это связано с тем, что расстояние между двумя турами голосования оказалось дистанцией в три с половиной месяца. Дело в том, что уже в условиях карантинных мер власти все же не отменили первый тур 15 марта, но после него волна заболеваний и смертей от коронавируса лишь усилилась, в результате чего второй тур был перенесен. Как оказалось - на конец июня. Причем и тогда, в марте, и в конце июня в выборах местных советов приняли участие менее половины избирателей. Известный левый политик лидер «Непокоренной Франции» Жан-Люк Меланшон по этому поводу сказал: «Ясно, что масса французского народа находится в состоянии гражданской забастовки. Это форма «холодного восстания» против всех институтов страны».

Кроме того, те, кто пришел, недвусмысленно показали свое отношение к «партии власти», созданной Макроном под выборы 2017 года, — силе «Вперед, Республика!». Уже весенний первый тур показал, что ни на какой серьезный успех этому социал-либеральному объединению рассчитывать не придется. Но голосование 28 июня и вовсе стало громкой пощечиной исполнительной власти. Из более или менее крупных городов страны только в Гавре список, ведомый Эдуардом Филиппом (до назначения премьер-министром он и занимал пост мэра этого приморского города), добился победы. Во всех иных крупных городах Франции, включая Париж, центристов ожидала неудача. Очевидно, что теперь в заметно ослабшей «партии власти» вероятность центробежных процессов усилится. Во французской политической традиции после подобных неудач следуют серьезные кадровые последствия - перестановки в совете министров. Вероятно, мы узнаем о них, когда этот номер газеты будет уже в печати.

Говоря об успехе оппозиции, следует также особо отметить победы левых сил. После выборов 2017 года французское левое движение оказалось крайне ослабленным и фрагментированным. Однако, учтя уроки прошлого, перейдя к тактике союза, левые сумели добиться очень хороших результатов, прежде всего в крупных городах. Так, 7 из 10 крупнейших городов страны после 28 июня точно возглавят мэры из левого политического лагеря.

Особенно выделяется политический успех движения «Европа Экология Зеленые». Экологисты завоевали мэрии в Лионе, победили в Гренобле. Объединенные левые списки во главе с социалистами первенствовали в Лилле, Монпелье, Руане. Еще более знаковой выглядит повторная победа социалистки Анн Идальго, сохранившей на шесть лет пост главы Парижа. Вероятно, левые сумеют установить контроль и над муниципальным советом второго города страны, южной столицы - Марселя.

Сразу же после оглашения результатов голосования первый секретарь соцпартии Оливье Фор, уже явно имея в виду 2022-й - год предстоящих президентских и парламентских выборов, призвал к консолидации в национальных масштабах «социал-экологистского блока». Надо думать, Эммануэлю Макрону и его советникам предстоят теперь не самые легкие два «довыборных» года...

#Франция #выборы #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6711) от 03.07.2020 под заголовком «Новые вызовы для Макрона».


Комментарии