Новинки пойдут по воде. В России делают шаги по обновлению пассажирского флота

Уже к концу этого года в строй действующих могут войти сразу несколько новых судов, появления которых с нетерпением ждут в разных регионах страны. И Петербург в процессе обновления «туристического» флота вовсе не посторонний: на верфях нашего региона строят наиболее перспективные суда, способные «делать погоду» в отрасли на десятилетия вперед.

Новинки пойдут по воде. В России делают шаги по обновлению пассажирского флота | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

На гребне волны

Нехватка современных, экономичных в эксплуатации и комфортабельных для пассажира теплоходов — давняя головная боль отрасли. Не секрет: в течение ­последних двух-трех десятков лет новые почти не строились, а бесконечно реконструировать возрастные, построенные 30 – 50 лет назад, суда — тоже не выход. Да, по Северной Двине до сих пор ходит «Н. В. Гоголь» — старейшее пассажирское судно России, находящееся в регулярной эксплуатации с…1911 года. Но очевидно, что созданный на Сор­мовском заводе в Нижнем Новгороде больше чем 100 лет назад колесный пароход — это скорее экзотика, на которой приятно совершать короткие поездки.

Недавно на верфи в Ленинградской области успешно спустили на воду принципиальную новинку речного пассажирского флота — электрический катамаран Ecoruiser, который строится для работы на Енисее. Юлия Верхушина, заместитель руководителя администрации губернатора Красноярского края, уже заявила о том, что «это судно станет локомотивом в развитии речного туризма и сопутствующей инфраструктуры в крае». В регионе прибытия катамаран-первенец очень ждут — планируется, что к сентябрю судно прибудет в Красноярск, а до конца этого года завершатся его ходовые испытания.

Рассчитанный на 130 пассажиров электрический прогулочный теплоход обеспечивает им не только полный комфорт в салоне (мягкие кресла, есть бар, туалеты и зарядки для телефонов), но и почти бесшумный ход с достаточно высокой скоростью и минимумом вредных выбросов. Да и эксплуатационные характеристики судна неплохи: на одной зарядке аккумуляторов при средней скорости движения оно может ходить сутки.

Электрическая новинка стала следующей ступенью развития пассажирского флота и своего рода продолжением истории катамарана «Грифон», который в Петербурге построили несколькими годами ранее. Он вмещает до 150 пассажиров, более скоростной и может эксплуатироваться даже на море. Что сейчас и происходит: этот катамаран из Северной столицы «переехал» на Черное море, где в настоящее время успешно используется на линии между Сочи и Абхазией, поскольку обеспечивает на 20% меньший расход топлива, чем морально устаревшие «Метеоры», спроектированные еще в 1959‑м.

Но и последние готовы шагать в ногу со временем. Так, на недавно завершившемся Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) был представлен новый «Метеор-120Р», разработанный и сконструированный нижегородским Центральным КБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева, который уже отправили в Ханты-Мансийск. А на днях появилась информация и о проекте «Метеор-2020»: по словам главного инженера Петра Ежова, эта модель характеризуется не только новой схемой подводных крыльев, позволяющей судну двигаться по мелководью и пристать к необорудованному берегу, но и способна обеспечить 122 пассажирам максимум комфорта, включая доступ к мультимедийному контенту с помощью Wi-Fi.

Если добавить, что в России уже начали производить и ряд других скоростных судов на подводных крыльях («Валдай-45Р» и «Комета-120 М»), а также пассажирское глиссирующее судно проекта А-145 «Ак барс», то в обозримом будущем эти новинки смогут заменить устаревшие «Метеоры».

Собираем штучно

В сегменте речного круизного флота ситуация не так благоприятна: за ряд последних десятилетий фактически удалось построить всего один современный лайнер «Мустай Карим», который уже радует пассажиров отдыхом класса люкс. Однако продолжение следует.

На том же ПМЭФ губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин подтвердил, что строящийся на заводе «Лотос» брат «Карима» по проекту PV300VD теплоход с именем «Петр Великий» уже выходит на ходовые испытания, которые продлятся до конца июля 2022 года. По словам генерального директора Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, в этом году лайнер должен быть передан заказчику. Один из его руководителей, Светлана Гончарова, подтвердила: к старту круизов на «Петре Великом» все готово, а капитан судна уже осваивает новинку. «Маршруты составлены для морей и рек, но все зависит от того, когда нам передадут лайнер», — заявила Гончарова.

Кроме этого большого круизного теплохода в течение двух лет в России построят и два судна проекта «Золотое кольцо»: по словам руководителя Ростуризма Зарины Догузовой, один из них должен появиться в нынешнем году, а другой — в следующем. Их особенность — наличие двух гребных колес: они выглядят примерно так, как американские пассажирские пароходы с Миссисипи. Однако такой способ привода позволяет, в частности, ходить по ­мелководным рекам волжского бассейна — там, где обычные лайнеры пройти не могут. В остальном теплоходы, рассчитанные на 170 пассажиров, вполне современны — «удобства» для них такие, какими они должны быть в XXI веке.

В 2024‑м и позднее в России должны появиться также ­круизные теплоходы проекта А45–90.2 «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев»: головной теплоход проекта, способный вмещать до 245 человек, заложили 31 июля 2020 года. И тоже планируют использовать на круизных линиях Енисея.

Что касается новинок, способных прийти на замену морально и физически устаревшему проекту прогулочных теплоходов типа «Москва» (в Петербурге они также активно используются), то сменить их намерены на прогулочные суда проекта «Чайка», способные вместить от 150 до 250 человек. Причем они, скорее всего, смогут работать и на сжиженном газе.

Процесс тормозят деньги

Любой специалист, которого вы спросите о причинах не слишком быстрого обновления «туристического» флота, скажет: можно было бы и быстрее, но дело весьма затратное и требует больших финансовых вложений.

Так, стоимость строительства даже не слишком большого прогулочного теплохода легко уходит за 100 млн рублей. Примерная стоимость постройки двух теплоходов проекта А45–90.2 составит больше 5 миллиардов. А только один лайнер проекта PV300VD тянет на сумму много больше 3 миллиардов рублей. «Строить новые теплоходы очень дорого и зачастую не под силу даже крупным компаниям, — считает генеральный директор группы компаний «Гама» Дмитрий Галкин. — Поэтому многие из них до сих пор предпочитают вкладываться в реновацию старых: это не так затратно и занимает гораздо меньше времени».

Однако даже неспециалисту понятно: время диктует свои правила и использовать не слишком экономически эффективные старые теплоходы становится все сложнее. Ведь повышать цены за прогулки и круизы трудно, а содержание «старичков» обходится в копеечку. Так что иного пути, как строить новые пассажирские суда, нет.

#судно #флот #верфи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (7204) от 06.07.2022 под заголовком «Новинки пойдут по воде».


Комментарии