Низы не могут отдыхать. Как развивается туристическая отрасль в России

Руководители российской туротрасли с оптимизмом оценивают итоги прошедшего сезона, приводя соответствующие данные. Вот только благостную картину портят другие «неправильные» цифры. На самом деле говорить о резком увеличении числа путешественников не приходится, а развитие туризма тормозит банальная нехватка денег у населения.

Низы не могут отдыхать. Как развивается туристическая отрасль в России  | После «ковидного» подъема внутреннего туризма в отрасли видят опасность резкого падения. / ФОТО Дмитрия ФЕОКТИСТОВА/ТАСС

После «ковидного» подъема внутреннего туризма в отрасли видят опасность резкого падения. / ФОТО Дмитрия ФЕОКТИСТОВА/ТАСС

Не путать поездки с людьми

Больше всего туротрасль выиграла в этом году в деньгах, но здесь все понятно – произошло это во многом благодаря росту цен и программам господдержки (туристический кешбэк). Что касается людей, то руководитель Ростуризма Зарина Догузова на днях заявила: «Количество людей, которые хотя бы на одну ночь останавливались в гостиницах России (за январь – август 2021 года), составило чуть более 40 миллионов». А с учетом тех, кто путешествует без ночевки либо ночует вне объектов размещения, речь уже может идти о 80 млн туристов. Отсюда глава Ростуризма делает вывод о восстановлении отрасли до уровня 2019 года, а по целому ряду направлений отмечается прирост в туристах на 20%.

Действительно, в условиях пандемийных ограничений внутренний туризм как с количественной точки зрения, так и в плане развития инфраструктуры прогрессирует. Люди стали ездить по стране чаще, тратить на поездки больше, а прежде хилая инфраструктура начала обновляться даже в «медвежьих углах» – спрос рождает предложение. Однако объективную картину мы увидим только через пару-тройку лет, когда жизнь полностью войдет в привычное русло.

Пока же заметно возросли только объемы путешествий внутри России. А вот общее число тех россиян, которые экономически способны к поездкам на отдых, изменилось не сильно. И упомянутые Догузовой 80 миллионов туристов это, конечно, не 80 миллионов живых людей, а, скорее, «человеко-поездки», что совсем не одно и то же.

Вообще резкие потрясения редко положительно сказываются на туризме, достаточно вспомнить 2014 год с падением курса рубля. Результат не заставил себя ждать: если в 2014-м, по данным Росстата, россияне совершили за рубеж почти 43 млн турпоездок, то в 2015-м только 34,4 млн, а в 2016-м и вовсе 31,6 миллиона. И к новому курсу привыкали долго: лишь в 2019-м результат пятилетней давности удалось превзойти (45,4 млн поездок). Разумеется, и эти внушительные цифры сильно превосходят реальное число выезжавших. У четырех из пяти россиян вовсе нет загранпаспорта, а регулярно за границу ездят не более 5 – 6% наших соотечественников.

Любопытно, что падение выездного туризма 2014 – 2016 годов не сильно помогло туризму внутреннему: ни количество отдыхавших в России людей, ни качество их отдыха на протяжении многих лет почти не менялись. Вплоть до конца 2019-го в путешествия по стране отправлялись от 20 до 25 млн человек, которых в основном принимали Краснодарский край и Крым, города Евро-2018 с обновленной инфраструктурой, а также редкие другие направления отдыха.

В целом в течение последних восьми лет общее количество туристов в России остается стабильным: ежегодно россияне (за исключением ковидного 2020-го) совершают 65 – 70 млн поездок с туристическими целями. А под влиянием резких скачков стоимости валюты и закрытия отдельных зарубежных направлений или границ в целом этот поток периодически перераспределяется извне во-внутрь и обратно.

Отдыхаем дома

Естественно, и во время пандемии отдыхать больше мы не стали. Просто те, у кого есть деньги, проводить отпуск внутри страны начали чаще. Сентябрьские данные опроса ВЦИОМ, подытожившего результаты «лета в период полуоткрытых границ», получились противоречивыми. С одной стороны, россияне вроде бы распробовали отдых внутри страны и восемь из десяти человек уже готовы рекомендовать его своим родным и знакомым.

С другой стороны, минувшим летом 27% россиян не отдыхали и не брали отпуск вовсе. А из тех, кто все же в нем был, 33% остались дома, а еще 23% уехали на дачу. Реально воспользовались возможностью путешествий хотя бы в другой город или регион всего 17% россиян, а за рубеж смогли выехать лишь 2%.

Почему мы так мало путешествуем? Первая и главная причина – дефицит денег. «В отличие от прошлого года, когда большая часть россиян отказались от отдыха из-за пандемийной неопределенности, в сезоне 2021 года 22% опрошенных уверенно заявили, что не реализовали планы на отдых из-за нехватки средств», – сообщил директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин. Причем картина доступности путешествий все больше поляризуется именно уровнем дохода.

В среднем россияне потратили на отдых 38,9 тыс. рублей из расчета на одного человека – этот уровень соответствует показателям кризисного 2015 года. И сразу видно, что у жителей больших городов возможности шире. Так, москвичи и петербуржцы в среднем потратили на отпуск около

59 тыс. рублей. Те, кто живет в крупных городах, – больше 44 тысяч. А селяне и жители провинциальных городков – от 24 до 36 тысяч. Если же смотреть реальные цены резко подорожавших туров, то даже 59 тысяч рублей на нос зачастую недостаточно для того, чтобы отправиться в отпуск на российский юг или за рубеж. Неудивительно, что, по данным ВЦИОМ, 79% россиян за последние пять лет не ездили за рубеж вовсе, а 45% не уезжали дальше родного региона.

Кому на Сейшелах жить хорошо

Между тем те, кто мало ограничен в средствах, не спешат переориентироваться на внутренний туризм. По данным исследования лаборатории «СберИндекс» и сервиса OneTwoTrip, минувшим летом российские туристы потратили за рубежом $2,3 млрд. Это совсем немного по сравнению с 2019 годом, когда было потрачено 13 млрд долларов, что и понятно в условиях полузакрытых границ.

Однако на отдельных открытых дорогих направлениях ситуация иная. Так, на Сейшельских островах, стоимость путевки на которые начинается с суммы 250 тыс. рублей на двоих в неделю, сограждане потратили в 36 раз больше, чем за тот же период прошлого года. На Мальдивах – в 11 раз больше. А в Мексике – впятеро больше. Получается, наибольшие траты происходят вовсе не там, куда едут экономные россияне.

Переориентировать не получается

Российские чиновники от туризма полны оптимизма и верят в дальнейшее увеличение потока. Так, председатель комитета по культуре и туризму Ленобласти Евгений Чайковский уверен, что главное – улучшать и расширять спектр услуг. «Если к нам на горнолыжный курорт едет житель Петербурга, ему стоит предложить не только «покатушки», но и событийную программу, и гастрономическую», – уверен он. Согласился с ним и Александр Елисеев, глава комитета по туризму Мурманской области. Для развития внутреннего туризма в этом регионе даже запускают программу субсидирования авиарейсов.

А вот представители профильного бизнеса настроены менее радужно. Так, Анастасия Трушина, директор по развитию компании «СканТур», говорит о проблемах с инфраструктурой, в том числе на Северо-Западе. «Недостает хороших кафе, объектов размещения и даже туалетов, – считает она. – Увы, но некоторые владельцы полагают, что «и так сойдет, поскольку все равно приедут». И ничего не делают в плане улучшения сервиса».

А глава туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин без обиняков заявил: «В кризис мы не обнаружили для себя никаких новых возможностей». Правда, по внутреннему туризму его компании вроде бы грех жаловаться, к концу 2021 года финансовые результаты 2019-го могут быть превзойдены на 20 – 25%, но с учетом зарубежных потерь это скромное утешение. Полностью отыграть потери за счет российских направлений не удается по целому ряду причин.

Во-первых, из-за непродуманных решений на региональном уровне сезон оказался крайне нервным: подчас о необходимости проведения ПЦР-тестов туристы узнавали уже в дороге на курорт. Во-вторых, резко вырос спрос лишь на пляжные туры: туристы хотели либо пляж, либо ничего. «Поскольку денег у них мало, они готовы поехать в отпуск только раз в год, – считает эксперт. – И обязательно на море». В-третьих, выяснилось, что поменять пляжи Коста-Бравы на пляжи Адлера или Крыма еще возможно. Но те, кто хотел поехать в Париж или Лондон, не поехали вообще никуда – Нижний Новгород и даже Петербург вдохновили немногих. «Увы, но экскурсионный туризм в отличие от пляжного от режима закрытых границ не получил ничего», – уверен Сергей Ромашкин. А поскольку перебравшиеся на пляжи Адлера «зарубежные» туристы вызвали повышение спроса, рынок ответил взвинчиванием цен.

Эксперты уверены: в условиях искусственного ограничения выезда на внутреннем рынке мы имеем дело не с естественным органическим ростом, а с деформированным. Как только границы откроют в полной мере, часть отдыхавших в России в последние два года туристов «навострит лыжи» за кордон. И даже новые масштабные меры господдержки отрасли в виде туристического кешбэка в лучшем случае смягчат потери.


#туризм #развитие #отдых

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (7027) от 11.10.2021 под заголовком «Низы не могут отдыхать».


Комментарии