Никаких фокусов. Что будет с рабочими завода Ford во Всеволожске?

27 марта FordSollers обнародовал свое решение о будущем автомобильного завода во Всеволожске: уже к лету производство на нем свернут по экономическим соображениям, а около тысячи занятых там сейчас специалистов будут вынуждены искать новую работу

Никаких фокусов. Что будет с рабочими завода Ford во Всеволожске? | ФОТО СветланыХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО СветланыХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Экономический перекос в структуре производства компании Ford зрел давно: еще в прошлом году ее руководство анонсировало убытки в течение 2015 - 2018 гг., в связи с чем подразумевалось увольнение 20 - 30% сотрудников в Германии, Британии, Испании и России. Это означает, что из 54 тысяч занятых в Европе работников будут сокращены 15 тысяч. Оно и понятно: расчетная мощность трех имеющихся у компании производств в нашей стране составляет 360 тыс. автомобилей в год, а в 2018-м удалось реализовать лишь около 50 тысяч. А ведь еще десять лет назад Ford продавал в РФ 180 тыс. машин: по оценкам аналитиков рынка, компания промахнулась с модельным рядом и вовремя не запустила изготовление бюджетных моделей, на продаже которых конкуренты как раз ее и обошли...

Профсоюзы, представляющие интересы работников завода FordSollers во Всеволожске, уже заявили, что к падению реализации автомобилей привели просчеты руководства в маркетинге и продажах, а неоднократные предложения сократить расходы на содержание управленческого аппарата, а также повысить конкурентоспособность производимых автомобилей за счет внесения изменений в их конструкцию, понимания «наверху» не нашли.

Будут ли у рабочих завода во Всеволожске варианты трудоустройства? Если оценивать по спектру специализаций - да. «Большая часть сотрудников предприятия - представители так называемых сквозных профессий, которые востребованы на других аналогичных производствах и даже в других отраслях, - считают представители кадровых агентств. - Но при этом надо учитывать и уровень оплаты труда, и территориальное расположение, и массу других факторов. Ведь человека, живущего во Всеволожске, вряд ли устроит вакансия на юго-западе».

Во многом благодаря сильной профсоюзной организации условия труда на автомобильном заводе во Всеволожске явно не самые худшие. Как говорят рядовые сотрудники, даже сейчас, работая четыре дня в неделю, они получают «чистыми» около 40 тыс. рублей в месяц. Что при средней зарплате в Ленобласти 42 тыс. (по итогам 2018-го) не так и плохо. Поэтому терять такие рабочие места никто не хочет. Но смогут ли люди найти сравнимую по уровню оплаты труда, условиям и т. д. другую работу - еще вопрос. А самое главное - как скоро это произойдет.

Статистика такова: в Ленинградской области (а предприятие находится на ее территории) уровень официальной безработицы сегодня составляет всего 0,3%, а вакансий насчитывается более 20 тысяч. Однако трудно предположить, что сварщик из Всеволожска станет ездить в Выборг, где на его труд спрос есть. Скорее - отправится в Петербург. А здесь вакансий - больше 42 тысяч. Причем многие из них по профилю «автомобилистам» явно подходят. Сварщиков разной специализации в северной столице, по данным интернет-поисковиков, сейчас требуется больше тысячи, а число свободных рабочих мест для слесарей доходит до нескольких сотен. Поэтому теоретически рынок вполне способен трудоустроить вдруг высвободившихся профессионалов.

Видимо, это и позволило губернатору Ленобласти Александру Дрозденко недавно заявить, что «есть возможность трудоустроить тысячу человек, обеспечив им такие же зарплаты, как на Ford». А председатель комитета по труду и занятости населения 47-го региона Алексей Брицун заверил, что «на общую ситуацию с безработицей это никак не повлияет». Возглавляемое им ведомство уже сообщило, что «за счет регионального бюджета служба занятости обеспечит работу выездных консультационных пунктов для сотрудников предприятия, будут организованы консультации по профориентации, переобучению и опережающему обучению». Запланированы также ярмарки вакансий с участием предприятий автопромышленного комплекса области. Да и городская служба занятости населения тут же выразила готовность оказать помощь работникам, находящимся под угрозой сокращения. В том числе - с помощью программ профессионального обучения и дополнительного образования, через которые в 2019-м только в Петербурге планируется «пропустить» 3120 безработных.

И хотя профсоюз всеволожского завода, возглавляемый Михаилом Сергеевым, по-прежнему намерен бороться за сохранение производства и рабочих мест, речь уже идет и об условиях, на которых произойдет сокращение персонала. Глава профсоюза их уже назвал. «Мы потребуем выплатить каждому работнику не менее двух годовых окладов, - заявил он. - Так, как это было сделано при ликвидации заводов Ford в Европе».

Действительно, при закрытии своих предприятий автогигант подчас предлагает условия, которые вполне можно назвать приемлемыми. Согласно общемировой практике, в таких случаях размер компенсации обычно стартует с 12 должностных окладов. В случае Всеволожска это примерно 600 тысяч рублей.

Однако практика предыдущего сокращения персонала на автозаводе во Всеволожске была несколько иной. Тогда, тоже в связи падением продаж на автомобильном рынке, сотрудникам, уволившимся по собственному желанию до определенного срока, работодатель предлагал компенсацию в размере пяти должностных окладов. И желающие получить их были, поскольку эта «синица» была куда ближе, чем потенциальный «журавль». Сегодня условия увольнения пока не называют - обещают огласить их в апреле. На это же время намечен и ряд митингов, на которых профсоюзы предприятия потребуют максимального удовлетворения требований работников.

Остается надеяться, что об условиях сокращений профсоюзы и администрация завода все-таки договорятся, а остановка предприятия растянется на месяцы, позволив потерявшим работу специалистам найти новую. Если, конечно, не найдутся желающие купить завод вместе с его персоналом. Однако и такая перспектива неоднозначна: сейчас в России может сложиться избыток автосборочных мощностей, сбыт продукции которых упрется в падающий спрос и высокий уровень конкуренции между производителями.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей ЧЕПЕЛЕВ, главный редактор сайта Kolesa.ru:

- Фактический уход Ford из России только на первый взгляд кажется громом среди ясного неба: тревожные сигналы компания подавала весь прошлый год. Объявленная в 2005 году стратегия One Ford, предполагавшая унификацию модельного ряда для США и Европы, очевидно, потерпела неудачу. Попытка «усидеть на двух стульях» привела к тому, что глобально в сегменте легковых машин Ford с маленькой Fiesta, компактным Focus и среднеразмерным Mondeo проиграл конкурентам из Европы, Японии и Кореи.

Как итог - в августе 2018 года было объявлено о решении свести недостаточно прибыльное (а местами - убыточное) производство легковушек к минимуму, сосредоточившись на пикапах, внедорожниках и кроссоверах. А кроме того, Ford объявил о глобальном альянсе с Volkswagen. На практике это означает, что если в будущем мы увидим Fiesta, Focus и Mondeo, то это будут, соответственно, Polo, Golf и Passat, но с другими эмблемами. Ровно в таком же положении сейчас находится Opel, взятый под крыло концерном Peugeot-Citroen и выпускающий слегка «онемеченные» версии французских моделей.

К счастью для акционеров, в США у Ford при этом все идет неплохо: в одном лишь 2018 году продано более 900 тысяч больших пикапов F-150 - это абсолютный рекордсмен рынка. Для сравнения: за тот же период продажи всех моделей Ford в России - немногим более 53 тысяч, а суммарные продажи легковых автомобилей, включая «ВАЗы» и другие бюджетники, в России - 1,8 млн.

Дилерских запасов автомобилей Ford в России хватит как минимум на весь этот год и даже на часть следующего, но завод во Всеволожске, некогда бывший передовым в масштабах страны, закроется уже точно, как и завод в Набережных Челнах. Остается площадка в Елабуге, контрольный пакет акций которой переходит к Ford Sollers и где продолжат (как минимум какое-то время) собирать микроавтобусы Transit.

#автомобили #производство #завод #Всеволожск

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 057 (6410) от 29.03.2019 под заголовком «Никаких фокусов».


Комментарии